Современные подходы к разработке маркетинговой стратегии развития виноградарства

Современные подходы к разработке маркетинговой стратегии развития виноградарства

А. Р. Люманова - аспирант ЮФ НУБиП Украины «КАТУ»

Наиболее сложными и проблемными отраслями в АПК Украины можно считать виноградарство и виноделие. Об этом свидетельствует тенденция к сокращению площадей виноградников с 220 тыс. га в 1980 г. до 95 тыс. га на 1 января 2008 г., валового сбора, соответственно с 737 тыс. т до 269 тыс. т. На сегодняшний день, четвертая часть винограда страны производится в Автономной Республике Крым. Валовой сбор винограда в АРК с 2008 г. увеличился по сравнению с 2006 г. в два раза и составил 118,6 тыс. т, а урожайность составила 45,3 ц/га. Но перед виноградарскими предприятиями стоит проблема эффективного функционирования и производства столового винограда и винодельческого сырья высокого качества при сокращении затрат на производство. Для чего необходима маркетинговая стратегия развития отрасли в целом и каждого предприятия в отдельности.

Вопросами развития маркетинговой стратегии виноградарских предприятий в условиях рынка занимались отечественные и зарубежные учёные: Авидзба А. М., Антипова В. П., Бузни А. Н., Іванченко В. И., Валуйко Г., Рыбинцев В. А., Дженеев С. Ю., Котлер Ф., Цыпкин Ю. А. и др.

Главной и в то же время глубоко специфичной особенностью сельскохозяйственного производства является то, что его эффективность зависит не столько от количества вложенных в него материальных и трудовых ресурсов (что является определяющим в других отраслях), сколько от его соответствия природным условиям региона. Безусловная необходимость этого соответствия объясняется тем, что в сельском хозяйстве, в отличие от других отраслей, главным средством производства и объектом труда являются: почва, живые организмы (растения, животные, насекомые с их особенностями биологии, требованиями к условиям окружающей среды). Высокая урожайность сельскохозяйственных культур, устойчивая продуктивность животных, и как следствие, эффективность производства в целом, возможны лишь при соответствии условий обитания требованиям их биологии.

И, наоборот, несоответствие, или даже неполное соответствие природных условий требованиям живых организмов обуславливают низкую продуктивность животных и растений, делают сельскохозяйственное производство малоэффективным, неконкурентоспособным и даже убыточным

Для выхода из создавшегося положения Крыму нужна научно обоснованная программа ведения сельского хозяйства, базирующаяся на современной, т. е. рыночной и экологически безопасной концепции устойчивого развития полуострова, как рекреационного региона. В основу этой концепции должны быть положены современные представления и практические соображения, базирующиеся на научном анализе, учете объективных факторов и существующих реальностей. Все эти представления и соображения должны рассматриваться в свете современных положений и понятий об оптимальных рыночных отношениях между всеми участниками народнохозяйственного комплекса.

Главным фактором, определяющим выбор направления развития сельскохозяйственного производства Крыма, должна быть его ориентация на наиболее полное и устойчивое использование уникального природного и биоклиматического потенциала полуострова. Это значит, что в первую очередь следует развивать те отрасли, которые в других почвенно-климатических зонах страны малоэффективны, или невозможны. В связи с этим приоритетное развитие должна получить отрасль виноградарства.

На сегодняшний день трудно решать проблемы отрасли виноградарства без достойной государственной поддержки: затраты на научное обеспечение отрасли обходятся слишком дорого и многие предприятия отказываются от необходимых для культуры агроприемов, не говоря уже, о покупке новой дорогостоящей техники; развитие новых сортов, удовлетворяющих требованиям ЕС, достойная питомниководческая база и т. д. Всё это отрицательно влияет на современное состояние и дальнейшее развитие виноградарства Крыма и Украины и предполагает формирование современной стратегии развития отрасли с учётом новых разработок в данной сфере.

Маркетинговая стратегия в виноградарстве должна основываться на развитии отрасли и давать непосредственную программу для каждого предприятия. Из опыта мирового возделывания винограда в условиях рынка, можно выделить такие основные этапы создания маркетинговой стратегии для предприятий в виноградарстве: 1. Проведение качественного SWOT-анализа всей отрасли. На данном этапе важно определить почему и где находится данное предприятие, какие возможности у него есть в будущем и что было упущено в прошлом. 2. Определение источника финансирования. За счет каких средств будет происходить развитие предприятия. Откуда брать деньги на научное обеспечение отрасли, закладку сертифицированного сырья и т. д. 3. Формирование целей. С учетом вступления в ВТО каждое предприятие может формировать цели, ориентируясь в будущем выйти на Европейский рынок. Это будет предполагать в себе достойное качество продукции.

Для формирования маркетинговой стратегии отрасли, необходимо: 1.Разрабатывать стратегию отрасли, направленную на развитие ведущих предприятий, с учётом их целей и возможностей, принимать во внимание их расположение и выбор сорта. 2. Решить проблему научного обеспечения отрасли (подключив ведущих специалистов отрасли, институты и Министерства). 3. Разработать стратегию, отвечающую современным требованиям, с учётом вступления Украины в ВТО. 4. При создании стратегии учитывать усугубившееся состояние окружающей среды и рекреационное значение Крыма (ориентируя деятельность на использование уникального природного и биоклиматического потенциала).

Научный руководитель – В. А. Заготов к. э.н., доцент ЮФ НУБиП Украины «КАТУ»

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить