Организационно-экономический механизм повышения конкурентоспособности виноградарско-винодельческих предприятий

Организационно-экономический механизм повышения конкурентоспособности виноградарско-винодельческих предприятий

Формирование принципиально новой аграрной политики и организационно-экономического механизма повышения конкурентоспособности виноградарско-винодельческих предприятий определяется объективной необходимостью преодоления кризиса в виноградарско-винодельческом производстве и его переходом на принципы постоянного социально экономического развития.

Экономический кризис в виноградарско-винодельческом производстве находит свое проявление в таких отрицательных моментах: сокращении объемов производства винограда и винопродукции; сокращении площадей виноградников; существенном снижении урожайности винограда, качественных показателей винограда и винопродукции; ухудшении условий выращивания винограда и производства винопродукции, обеспеченности производителей материальными ресурсами; ухудшении производственной, технологической дисциплины, нарушении экологических условий, правил, нормативов природопользования и др.

Качественные параметры виноградарско-винодельческой продукции и затраты на ее производство в значительной мере обуславливают ее конкурентоспособность, которая связана с объемами производства и реализации. Существующие проблемы с реализацией отечественной виноградарско-винодельческой продукции связаны с низкой покупательной способностью населения, увеличением потока импортных винопродуктов. Уменьшилось также снабжение винопродукции на внешние рынки, особенно в страны СНГ.

На основании вышеизложенного сформулированы критерии конкурентоспособности виноградарско-винодельческих предприятий в условиях рынка (табл. 3.1).

Таблица 3.1 Критерии конкурентоспособности виноградарско-винодельческих предприятий в условиях рынка

Критерии

Характеристика критериев

Степень правовой регламентации управления

Возможность регулирования процессов управления, прежде всего, качеством виноградарско-винодельческой продукции; соблюдение государственных и международных нормативных актов, которые регламентируют разные процессы (например, организационные, технологические, экономические, экологические) во всех сферах экономики АПК, и, в частности, в виноградарско-винодельческом производстве

Уровень социальной ориентации организационно-экономического механизма управления конкурентоспособностью виноградарско-винодельческих предприятий

Конечной целью функционирования этого механизма должно быть повышение благосостояния работников виноградарско-винодельческих предприятий.

Уровень научной обоснованности функционирования механизма управления

Действенность, эффективность системы повышения конкурентоспособности виноградарско-винодельческих предприятий нуждается в учете экономических законов и закономерностей развития экосистем. Для обеспечения научной обоснованности и совершенствования хозяйственного механизма необходимо стремиться применять такие научные подходы как системный, функциональный, комплексный, нормативный, ситуационный, интеграционный, оптимизационный.

Имеющийся подход к управлению конкурентоспособностью

Этот критерий позволяет рассматривать конкурентоспособность как систему, которая характеризуется разными параметрами (технологическими, экономическими, экологическими и др.) и взаимодействует с рыночной средой. Такой подход дает возможность учитывать все необходимые взаимосвязи и взаимодействия в системах управления конкурентоспособностью виноградарско-винодельческих предприятий.

Степень ориентации экономики конкурентоспособности виноградарско-винодельческих предприятий на инновационный путь развития.

Для повышения конкурентоспособности виноградарско-винодельческих предприятий необходимо их ориентировать на инвестирование инноваций преимущественно в новые технологии и менеджмент.

Уровень экологизации виноградарско-винодельческого производства

Экологизация производства должна быть ориентированная на все этапы (фазы) воспроизведенных процессов в виноградарско-винодельческих предприятиях.

Уровень специализации, универсализации и централизации управления конкурентоспособностью.

Влияние на программу регулирования конкурентоспособности, использование эффекта масштаба, снижение себестоимость единицы виноградарско-винодельческой продукции.

Степень рационального соединения форм управления конкурентоспособностью.

В зависимости от особенности объекта управления

(конкретной виноградарско-винодельческой продукции) и целей регулирования конкурентоспособностью разделение форм управления на государственное, региональное, корпоративное и предпринимательское.

Рис. 3.1. Схема структуры организационно-экономического механизма повышения конкурентоспособности виноградарско-винодельческих предприятий

Следует отметить, что каждая составляющая представленного механизма нуждается в полном углубленном рассмотрении и анализе во взаимосвязи с особенностями рыночного хозяйствования. Мы сконцентрируем свое внимание лишь на рыночно ориентированных экономических механизмах (инструментах), с помощью которых в определенной мере можно обеспечить повышение конкурентоспособности виноградарско-винодельческих предприятий.

Экономическая концепция функционирования и развития виноградарско-винодельческих предприятий должна быть ориентирована на увеличение производства и повышение качества и конкурентоспособности виноградарско-винодельческой продукции при соблюдении санитарно-гигиенических и экологических условий безопасности продукции для удовлетворения нужд потребителей на рынках при оптимальных затратах на ее производство и обеспечение эффективного виноградарско-винодельческого производства.

Для эффективного развития виноградарско-винодельческих предприятий автор выделяет такие основные направления совершенствования организационно-экономического механизма повышения конкурентоспособности:

1. Предоставление налоговых льгот хозяйствам, которые производят качественную, экологически чистую и экспортоориентированную виноградарско-винодельческую продукцию с применением современных эффективных технологий на период их освоения и в первые 2-3 года стабильного хозяйствования. Здесь необходимо учитывать разные параметры компонентного состава продуктов, санитарно-гигиенические показатели.

Для винограда - это содержимое определенного количества сахара, аминокислот, витаминов), а также тяжелых металлов, остаточных количеств пестицидов и другие признаки (например, уровень бактериального и механического загрязнения ягод).

Существует проблема производства экологически чистого винограда. С этой целью выделяют отдельные хозяйства, которые не используют в производстве минеральные удобрения, пестициды и другие химические вещества. Цены экологически чистого винограда на 20-40 % выше, чем цены на обычный виноград, поскольку увеличивается себестоимость винограда, а также растают затраты на его переработку и хранение.

При предоставлении налоговых льгот также необходимо учитывать организационно-хозяйственный и эколого-экономический уровни производства. Экологическая безопасность может определяться таким понятием как эколого-экономический уровень производства; при этом берут во внимание систему относительных, удельных показателей, которые характеризуют степень влияния производственно-хозяйственной деятельности на окружающую среду, эффективность использования аграрных природных ресурсов во взаимосвязи с промежуточными, конечными экономическими, финансовыми, социальными и экологическими результатами виноградарско-винодельческого производства.

2. Применение повышенных коэффициентов амортизации основных фондов для ускорения их обновления на основе внедрения и использования сбалансированных технологий, а также компенсация ускоренной амортизации. При этом можно осуществлять частичное или полное освобождение от налога на прибыль в случае его использования на инновационно-инвестиционное развитие (например, в случае внедрение современных технологий производства виноградарско-винодельческой продукции).

3. Предоставление субсидий, дотаций на выполнение государственных проектов, программ по повышению конкурентоспособности виноградарско-винодельческой продукции и компенсация части предпринимательского риска виноградарско-винодельческим предприятиям.

4. Льготное обеспечение государством виноградарских хозяйств материально-техническими ресурсами в случае осуществления ресурсосберегающих мероприятий и внедрение экологически безопасных технологий.

5. Предоставление льготных кредитов на реализацию организационно-технологических мероприятий по повышению конкурентоспособности виноградарско-винодельческой продукции.

Важно осуществлять регулирование общего и экологического качества виноградарско-винодельческой продукции, объемов производства конкурентоспособной продукции путем применения логистических (информационно-материальных) технологий управления, которые сейчас не используются в виноградарско-винодельческом производстве.

В процессе прогнозирования (программирования) конкурентоспособности виноградарско-винодельческих предприятий следует использовать разные стратегии развития. Но при этом необходимо учитывать такие основные этапы (задачи): усиление применения эффективных экономических методов управления; обеспечение необходимых мер по повышению организационно-технологического и экологического уровня виноградарско-винодельческого производства; достижение финансовой стабилизации виноградарско-винодельческих предприятий; активизация наращивания конкурентоспособности виноградарско-винодельческих предприятий.

Одним из основных условий существования рынка виноградарско-винодельческой продукции является наличие разных альтернативных путей реализации. При таких условиях усиливается влияние рыночных рычагов (спроса и предложения), на формирование цен и структуру предложения виноградарско-винодельческой продукции, а при выборе стратегии хозяйствования перед виноградарско-винодельческими предприятиями заложена основная доктрина рыночной экономики: произвести не то, что можно произвести, а то, что можно продавать с наибольшей для себя выгодой.

В настоящее время существуют мероприятия государственного регулирования, которые отрицательно влияют на виноградарско-винодельческие предприятия: непродуманная политика руководства Министерства аграрной политики Украины, законодательные изменения и прочие.

Государство имеет большой интерес к развитию виноградарско-винодельческого рынка и это внимание не является безосновательным, поскольку этот рынок влияет на формирование других рынков алкогольной продукции. Именно винопродукции принадлежит центральное место в формировании объемов алкогольной продукции страны. От развития виноградарства зависит развитие винодельческой и пищевой промышленности.

В настоящее время рыночная инфраструктура виноградарско-винодельческого рынка представлена торговыми фирмами, торговыми домами, оптовыми и розничными магазинами, а также оптовыми и розничными складами. Как особую составляющую виноградарско-винодельческого производства необходимо выделить выращивание посадочного материала для виноградарских хозяйств, которое ранее осуществляли специализированные предприятия отрасли.

Дальнейшее развитие рыночной инфраструктуры виноградарско-винодельческого рынка АР Крым нуждается в освоении ресурсосберегающих ее компонентов на основе сохранения и модернизации традиционных прямых коммерческих связей: торговые дома, обслуживающие кооперативы и т. п. Кроме того необходимо создать современную инфраструктуру рынка столового винограда и обеспечить прямой выход виноградопроизводящих хозяйств на крупные супермаркеты АР Крым и других регионов Украины. Для этого необходимо создать кооператив, который бы закупал у производителей столовый виноград, обеспечивал его сортировку и приведение к товарному виду.

Для крупных винодельческих предприятий в последнее время обострилась проблема изношенности основных фондов и поиска финансовых источников на их обновление. Обычно решение этого вопроса требует внедрения современных энергосберегающих и безотходных технологий, создание благоприятных производственных условий.

Для сельскохозяйственных предприятий решить проблему восстановления основных фондов достаточно сложно, поэтому им необходимо основное внимание направить на развитие лизинговых услуг. В АР Крым лизинг тормозят высокие ставки на кредиты коммерческих банков. Еще одним дестабилизирующим фактором является неготовность к лизинговым операциям как потенциальных лизингодателей, так и лизингополучателей.

Государству необходимо урегулировать существующее законодательство, в частности, просмотреть Закон Украины «О лизинге» и внести соответствующие поправки, сделав его понятным и недвусмысленным, а также согласовать этот закон с другими действующими нормативно-правовыми актами.

С целью предотвращения резкого изменения цен на виноградарско-винодельческом рынке, которое может существенно ухудшить производственную деятельность виноградарско-винодельческих предприятий, государство должно регулировать спрос и предложение путем установления ценовых границ. С этой целью, автор предлагает создание при Министерстве аграрной политики АР Крым Государственной комиссии по формированию рынка виноградарско-винодельческой продукции. Ее основными целями деятельности должны быть: обеспечение постепенного перехода к саморегулируемому виноградарско-винодельческому рынку; поддержка виноградарско-винодельческих предприятий региона путем обеспечения стабильного уровня цен на рынке винограда так и винопродукции; поддержка доступного для потребителей уровня цен на виноград и винопродукцию.

Для обеспечения паритетных цен между виноградарской и винодельческой продукцией, их формирование должно осуществляться на основе критерия взаимовыгодности всех участников вертикальной интеграции. Для этого необходимо во всех сферах виноградарско-винодельческого производства ввести единую методику вычисления нормы прибыли. Этому должно предшествовать внедрение эквивалентных цен, которые формируются на основе средней нормы прибыли на авансовый капитал. В отличие от рентабельности, которая определяет эффективность текущих затрат, норма прибыли дает возможность определить эффективность использования всего вложенного капитала. По нормам прибыли можно сопоставить эффективность использования капитала во всех структурных звеньях виноградарско-винодельческого производства.

Для увеличения объемов предложения продукции государство может установить квоты на ее производство и реализацию, однако для этого необходимо принять рыночные уставы, в которых регламентируются объемы и условия ценового стимулирования сверхплановой виноградарско-винодельческой продукции.

Для защиты экономических интересов отечественных производителей виноградарско-винодельческой продукции важным является формирование внутренних цен с учетом цен мирового рынка. Решение этого вопроса будет оказывать содействие развитие внешнеэкономических отношений Украины в сфере увеличения экспорта винопродукции.

В условиях, когда государство не в состоянии выделять средства на стимулирование виноградарских предприятий, выходом из этой ситуации является предоставление льготных кредитов этим предприятиям. Это, в свою очередь, требует четкого контроля за получением, использованием и возвратом таких кредитов. Размеры льготного кредита должны обеспечивать объективную потребность виноградопроизводителей в кредитных средствах. Для этого целесообразно восстановить на предприятиях практику нормирования оборотных средств и составлять на реальной основе текущие финансовые планы, которые являются основанием для составления кредитных соглашений с банками. Получение гарантий даст возможность банкам в определенной мере управлять кредитными ресурсами, оказывать содействие дальнейшему развитию производства на основе общей заинтересованности.

Межхозяйственный кредит, который на современном этапе является вынужденной и наиболее принятой формой взаиморасчетов между виноградарскими и винодельческими предприятиями, требует государственного контроля и действенных мер по нарушителям договорной дисциплины. Для выхода из платежного кризиса необходима реструктуризация долгов предприятий с целью разблокирования их расчетных счетов.

Взаимозачеты, которые поддерживает государство, является временным мероприятием по разблокировке неплатежей, так как их следствием являются недополучение налогов в бюджет. Более эффективными мерами выхода из платежного кризиса могло бы быть применение вексельного и чекового обращения, принятие закона о праве продажи долгов, внедрение механизмов банкротства предприятия.

В плане реформирования финансово-кредитного механизма государство должна направлять свои усилия на совершенствование законодательной и нормативной базы инвестиционной сферы виноградарско-винодельческих предприятий, расширение традиционных и воплощение новых методов кредитования, обеспечение надлежащих условий финансирования и кредитование производителей винограда и винопродукции.

Требует изменений и налоговая политика государства. Чрезмерное налоговое бремя вызвало ухудшение экономического положения виноградарско-винодельческих предприятий при одновременном расширении масштабов теневого сектора экономики. Необходимо осуществить неотложные мероприятия, направленные на создание благоприятных условий для экономического роста. Это требует дифференцированного подхода к субъектам налогообложения и упрощение и унификации существующих налогов.

Совершенствование экономических взаимоотношений между виноградарскими и винодельческими предприятиями требует изменений в структуре маркетинговых каналов купли-продажи виноградарско-винодельческой продукции, весомую частицу среди которых должна занять розничная торговля. Это даст возможность формировать рыночные цены на продукцию, приблизив их к уровню мировых, что будет оказывать содействие уменьшению диспаритета цен между сельскохозяйственной и промышленной продукцией и позволит виноградопроизводящим хозяйствам повысить эффективность производства. Кроме того, розничная торговля может оказывать содействие включению теневого рынка в систему налогообложения.

Центральные органы государственной власти должны адекватно реагировать на своевольные запреты отдельных госадминистраций на вывоз винограда на переработку за пределы территориальных районов АР Крым. Свободное перемещение виноградного сырья является важным условием эффективного развития виноградарских предприятий АР Крым.

Критика деятельности посреднических структур на виноградарско-винодельческом рынке является определенной мерой безосновательной и преувеличенной. На наш взгляд, получая прибыли от перепродажи винограда и винопродукции, трейдеры играют и положительную роль в становлении виноградарско-винодельческого рынка АР Крым. Выравнивание спроса и предложения винограда и винопродукции по территории региона будет оказывать содействие снижению региональной дифференциации в ценах. Посредничество предотвращает получение ущерба в одном регионе, в то время, когда в другом получают прибыль. Повышается соответственно предложение и спрос на виноград и винопродукцию, которое оказывает содействие становлению свободной конкуренции, регулирует товаропотоки, обеспечивая при этом равновесомую цену на общегосударственном виноградарско-винодельческом рынке. Выравнивание цены по территории АР Крым создает благоприятные условия для специализации виноградарско-винодельческого производства в регионах, которое дает возможность минимизировать производственные затраты на счет действия наиболее благоприятных при данных условиях факторов производства.

В первую очередь по вине государства виноградопроизводящие предприятия стремятся скорее иметь дело с коммерческими посредниками, чем с государственными организациями. Получение реальных денег или материальных ресурсов вместо обещаний является более привлекательным для товаропроизводителей. Данная ситуация порождает условия для разного рода злоупотреблений, уклонений от уплаты налогов, развития теневого рынка и т. п. Выполняя функции рыночного регулятора, государство должна оказывать содействие развитию свободно посреднических форм взаимосвязей. Необходимо создать условия, при которых бартер становится экономически невыгодным, а деятельность посреднических структур открытой. Эти мероприятия позволяют использовать не только рыночные механизмы, но и обеспечивают поддержку и координационно-регулирующие действия со стороны государства.

Характерной особенностью функционирования современного виноградарско-винодельческого рынка является осуществление операций с давальческим сырьем. Перерабатывая виноград на давальческих условиях, его владельцы имеют цель увеличение прибыли за счет реализации готовой продукции. На рынке виноградарско-винодельческой продукции операции с давальческим сырьем осуществляют как посреднические структуры, многочисленные трейдеры, так и сельскохозяйственные предприятия.

Форма оплаты услуг винодельческого предприятия может быть разной: оплата деньгами, натуральная оплата (виноградом) или смешанная оплата (деньгами и виноградом), стоимость винограда определяется по рыночной цене на момент предоставления услуг по переработке. Винодельческое предприятие выполняет погрузочно-разгрузочные работы, осуществляет переработку винограда, розлив готовой винопродукции, предоставляет услуги по хранению виноматериалов, проведению химического анализа винопродуктов. Доставка как винограда, так и готовой винопродукции осуществляется за счет производителя давальческого сырья.

При переработке на давальческих условиях между поставщиком виноградного сырья и винодельческим предприятием заключается договор на совместную деятельность по переработке. Как правило, договор охватывает такие вопросы: предмет договора, обязанности сторон, ответственность сторон, срок договора и другие условия. Содержание договора может отличаться. После заключения договора и поступления винограда на винодельческое предприятие составляется акт передачи-приемки выполненных работ, который содержит перечень предоставленных услуг и их стоимость

При оплате за предоставление услуг виноградарское предприятие имеет право самостоятельно выбирать наиболее удобную для него форму расчетов - или натуроплату (определенный процент от давальческой партии виноградного сырья), деньгами или комбинированно. Кроме того производитель винограда имеет право на собственное усмотрение распоряжаться технологическими отходами после переработки винограда.

При выборе винодельческого предприятия владелец давальческого виноградного сырья должен учитывать следующие факторы: расстояние к винодельческому предприятию, а именно транспортные затраты (Зт); стоимость услуг (Су); выход продукции (общий объем продукции и качество) (Вп).

Итак, оптимальное влияние этих факторов достигается при минимальной сумме транспортных затратах и стоимости услуг по переработке винограда, а также максимальному выходу основной винопродукции, т. е.:

Зт + Су > min

Вп > max

При этом, кроме общего объема основной винопродукции следует учесть и качественные параметры. Например, при переработке на вино - это процентный выход вина. Следует отметить, что качество полученной винопродукции сыграет важную роль при выборе винодельческого предприятия.

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить