Рабочая учебная программа по дисциплине «Селекция винограда» для студентов 4-го курса специальность «Плодоовощеводство и виноградарство»
1. Цель и задачи дисциплины
1.1. Место и роль дисциплины в системе подготовки специалистов
Цель дисциплины:
Дать будущим специалистам глубокие теоретические и практические знания по таким вопросам селекции винограда:
- массовая селекция винограда,
- клоновая селекция винограда,
- интродукция сортов винограда,
- половая гибридизация винограда.
1.2. Задачи дисциплины
Основными задачами изучения дисциплины «Селекция винограда» являются:
- дать глубокие теоретические и практические знания по принципам улучшения сортового состава Украины;
- раскрыть суть массовой селекции винограда;
- показать потенциальные резервы клоновой селекции винограда;
- подчеркнуть роль интродукции в улучшении сортового состава страны;
- показать возможность искусственной половой гибридизации винограда.
1.3. Требования к знаниям и умениям, полученных в ходе изучения дисциплины «Селекция винограда».
Студенты должны
Знать:
- методику проведения массовой селекции на винограднике,
- методику проведения клоновой селекции,
- методику проведения искусственной половой гибридизации.
Уметь:
- провести массовую селекцию на винограднике,
- провести клоновую селекцию на винограднике (первый этап).
Овладеть методами и навыками:
- проведения массовой селекции на винограднике,
- проведения клоновой селекции на винограднике.
1.4. Перечень дисциплин и их разделов (тем), усвоение которых необходимо при изучении дисциплины «Селекция винограда».
Успешное изучение дисциплины может быть после освоения курса таких дисциплин: ботаника (морфология), физиология растений, генетика.
1.5. Перечень дисциплин с указанием разделов (тем), которые базируются на изучаемой дисциплине:
- программирование урожая винограда,
- мировые технологии в виноградарстве.
2. Распределение фонда учебного времени по модулям, видам занятий и соответствующим темам.
Тематический план дисциплины «Селекция винограда»
№ зачет. кредита |
№ и название содержательного модуля |
Общее количество часов |
Количество кредитов |
Распределение времени |
||
аудиторные занятия |
сам. работа |
|||||
лекции |
лаб.-практ. занятия |
|||||
Селекция винограда |
36 |
1 |
8 |
8 |
20 |
2.1. Содержание лекционного материала по модулям и темам
Лекции 8 часов
Наименование модулей, тем и их краткое содержание |
Кол-во часов |
СМ-1: Селекция винограда 1Тема: «Наука «селекция винограда» и ее задачи. Апробация и массовая селекция винограда» Значение, задачи и методы селекции винограда. Апробация виноградных насаждений и ее задачи. Время и техника проведения апробации на винограднике. Установление кустов примеси, больных кустов и выпадов. Определение процента кустов основного сорта, примеси, выпадов. Деление производственных виноградников на категории. Маточники первичного отбора. селекционные и клоновые маточники. Проведение апробации школки. Составление актов апробации плодоносящих виноградников и маточников подвойных лоз. Сводный акт апробации виноградников. Время, методы и техника проведения массовой селекции на винограднике. Проведение массовой селекции по отрицательным и положительным признакам. Отметки кустов и записи в журнале. Акт селекции винограда. Заготовка черенков на винограднике после проведения массовой селекции. Фитосанитарная селекция. |
2 |
2Тема: «Клоновая селекция в виноградарстве» Понятие «клон» в виноградарстве. Цели и задачи клоновой селекции. Отбор на винограднике наиболее ценных кустов. Отметка кустов на участке. Заготовка лозы. Выращивание саженцев. Закладка участка клоносемьями. Проведение исследований в течение трех лет плодоношения. Выводы о ценности каждой клоносемьи и отбор наиболее ценных клоносемей (2-3). Заготовка лозы и выращивание саженцев. Закладка участка клоносемьями. Проведение исследований в течение трех лет плодоношения. Выводы о ценности каждой клоносемьи и отбор наиболее ценной клоносемьи. Продолжительность клоновой селекции. Результативность клоновой селекции, Примеры сортов. Проведение клоновой селекции за рубежом. |
2 |
3Тема: «Улучшение сортового состава Украины путем интродукции» Понятие «интродукция винограда». Мировые центры происхождения растений. Значение климатических аналогов. Цель интродукции сортов и видов винограда. Этапы интродукции сортов винограда. Явление акклиматизации сортов и форм. Факторы искусственной акклиматизации (интродукции): климатические, световой режим, типы почв и состав населяющей ее микрофлоры, характер биоценоза, биологические особенности самих растений. Метод почвенно-климатических анализов как основной метод интродукции сортов винограда. |
2 |
4Тема: «Половая гибридизация и ее место в совершенствовании сортимента винограда» Популяции сортов винограда. Сортовой состав виноградарских стран. Задачи селекции винограда. Исторические этапы возникновения новых сортов. Простой отбор. Массовый посев семян естественного опыления. Пути улучшения сортового состава. Выведение новых сортов методом массового посева семян естественного опыления. Выведение новых сортов методом посева семян от искусственной гибридизации. внутрисортовое скрещивание. Межсортовое скрещивание и закономерности исследования свойств и признаков. Значение географической отдаленности родительских пар и воспитание сеянцев. Межвидовая гибридизация. Закономерности доминирования свойств и признаков в гибридном потомстве. Использование в селекции амурского и американских видов винограда. Лучшие сорта украинской и зарубежной селекции. |
2 |
2.2. Содержание практических занятий
Практические занятия
Наименование модулей, тем лабораторно-практических занятий и их краткое содержание |
К-во часов |
Форма контроля |
Место проведения |
СМ-1: Селекция винограда Тема: «Проведение апробации и массовой селекции на винограднике» Решение вопросов: - по определению виноградников на категории в зависимости от примеси и состояния основного сорта, - по проведению массовой селекции по отрицательным или положительным признакам, - по выявлению кустов, пораженных устойчивыми болезнями. |
4 |
опрос |
Виноградник |
Тема: «Проведение клоновой селекции на винограднике» Решение вопросов: - по отбору кустов с наибольшим количеством гроздей, - по отбору кустов с наименьшим количеством гроздей, - по отбору кустов с наибольшей массой урожая, - по наибольшей массе грозди. |
4 |
опрос |
Виноградник |
2.3. Содержание самостоятельной работы
Наименование содержательных модулей, тем и форм самостоятельных занятий и их краткое содержание |
Кол-во часов |
Форма контроля |
Место проведения |
СМ-1: Селекция винограда 1Тема: «Сортоизучение и сортоиспытание как первый этап селекционной работы» Цель сортоизучения винограда. Роль ампелографических коллекций. Деление коллекций на категории. Цель сортоиспытания. Методика и схема сортоизучения |
6 |
Тк |
Чит.зал |
2Тема: «Устойчивость винограда» Фотоиммунитет в практике виноградарства. Устойчивость винограда к милдью, оидиуму, серой гнили, филлоксере и др. Оценка генотипической устойчивости сортов винограда к неблагоприятным биотическим и абиотическим факторам среды и отбор наименее поражаемых болезнями и повреждаемых вредителями и морозами. |
4 |
Тк |
Чит.зал |
3Тема: «Селекция устойчивых сортов винограда» Разработка теории гибридизации и проведение сознательной селекции растений. Селекционная работа оригинаторов Ганзена, Кастеля, Бако, Кудерка, Оберлина, Гайяра, Зейбеля, Сейв Виллара и др. Слабые стороны гибридов прямых производителей. Генетико-селекционная работа на групповую устойчивость (второй этап селекции). Третий этап селекции винограда. |
6 |
Тк |
Чит.зал |
4Тема: «Естественный и искусственный мутагенез и их значение в виноградарстве» Мутирование признаков и свойств винограда. Естественные и искусственные мутации. Почковые мутации. Хромосомные мутации. |
4 |
Тк |
Чит.зал |
3. Распределение учебного материала по неделям
№ недель |
№ тем по видам занятий |
|||
лекции |
лабораторно-практические |
самостоятельная работа |
модульный контроль |
|
1 |
1 |
1 |
||
2 |
2 |
2 |
||
3 |
3 |
3 |
||
4 |
4 |
1 |
4 |
|
5 |
2 |
контр.работа |
4. Критерии оценки знаний студентов
Оценка «отлично» выставляется студенту, который в полном объеме решает теоретическую часть задания на основе глубокого понимания производственной ситуации и путей ее решения; последовательно освещает вопросы теории, демонстрирует знания специальной литературы и умело использует это во время ответа, имеет собственное мнение относительно решаемой проблемы, аргументировано ее обосновывает и отстаивает, умеет творчески применять теоретические знания при решении практических заданий и анализе конкретных производственных ситуаций; умеет экономически обосновать принятое решение для обеспечения (при его исполнении) сохранения окружающей среды и безопасности труда.
В практической части задания показывает умение самостоятельно и качественно решать агрономические задачи согласно правил технической безопасности.
Оценку «хорошо» получает студент, ответы которого по теоретической и практической части задания в целом соответствуют критериям оценки «отлично», но во время принятия им конкретных решений студент допускает неточности. В целом студент хорошо ориентируется в производственной ситуации, понимает пути ее решения.
Оценку «удовлетворительно» получает студент, который в целом имеет навыки анализа производственной ситуации, знает пути ее решения, но допускает несущественные ошибки, не доводит решение до логического завершения, не имеет достаточно знаний по общей агрономической подготовке, в отдельных случаях некорректного излагает материал с точки зрения логической последовательности, нечетко проявляет собственную точку зрения во время решения конкретной агрономической задачи.
Оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, который в основном понимает производственную задачу, но не может выполнить необходимые агрономические расчеты и самостоятельно ее решить. Его ответы на экзамене свидетельствуют о серьезных пробелах в знании материала основных специальных дисциплин. Студент не ориентируется в проблемных вопросах отрасли; не может объяснить причины возникновения разных производственных ситуаций; не может обеспечить организацию и выполнение конкретных решений в отношении безопасного выполнения технологических процессов; у него отсутствуют навыки относительно использования ПЭВМ.
5. Аннотация дисциплины «Селекция винограда»
Цель дисциплины «Селекция винограда» - дать будущим специалистам глубокие теоретические и практические знания по селекции винограда.
Предметом дисциплины является клоновая селекция винограда и половая гибридизация и интродукция.
Дисциплина «Селекция винограда» состоит из одного смыслового модуля, четырех лекционных, двух лабораторно-практических тем.
6. Рекомендованная литература
Основная
5. Виноградарство / За ред. профессора М. О.Дудника. – К.: Урожай. – 1999. – 288 с.
6. Виноградарство / Под ред. д. с.-х. н. К. В.Смирнова. – М.: Агропромиздат. – 1987. – 367 с.
7. Виноградарство Крыма / Под ред. профессора А. П.Диканя. - Симферополь: Бизнес-Информ. – 2001. – 406 с.
8. Сорта винограда / Под ред. к. б.н. Е. Н.Докучаевой. - К.: Урожай. – 1986. – 269 с.
Дополнительная
6. Промышленное виноградарство / Под ред. к. с.- х. н. А. Д.Лянного. – К.: Урожай. – 1989. – 207 с.
7. Справочник виноградаря / Под ред. к. с. – х. н. И. А.Суятинова. – Симферополь: Таврия. – 1977. – 249 с.
8. Трошин Л. П. Ампелография и селекция винограда. – Краснодар: Вольные мастера. – 1999. – 107 с.
9. Энциклопедия виноградарства. В 3-х т. – Кишинев: Гл. ред. Молд. Сов. Энциклопедии. – 1986 – 1987.
10. Журналы: «Сад, виноград і вино України», «Магарач. Виноградарство и виноделие», «Виноделие и виноградарство».
Протокол согласования рабочей программы по курсу «Селекция винограда»
Дисциплина, предшествующая изучению данной дисциплины |
Ф.И.О., научная степень и ученое звание преподавателя, ведущего предшествующую дисциплину |
Подпись |
Дисциплины, в которых используются материалы данной дисциплины |
Ф.И.О., научная степень и ученое звание преподавателя, ведущего дисциплину |
Подпись |
Ботаника |
Ена А.В., к.б.н., доцент |
Программирование урожая винограда |
Дикань А.П., д.с.-х.н., профессор |
||
Генетика |
Макрушие Н.М., д.с.- х.н., профессор |
Мировые технологии в виноградарстве |
Замета О.Г., к.с.- х.н., доцент |
||
Физиология растений |
Мельников М.М., к.с.- х.н., доцент |
Тема лекции: «Половая гибридизация и ее место в совершенствовании сортимента винограда»
План
1. Достижения селекции винограда и ее задачи:
1.1. Улучшение качества ягод и повышение урожайности.
1.2. Сокращение вегетационного периода.
1.3. Повышение устойчивости против морозов.
1.4. Повышение филлоксероустойчивости сортов винограда.
1.5. Получение крупноплодных бессемянных сортов и др.
2. Исторические этапы возникновения новых сортов.
2.1. Простой отбор.
2.2. Массовый посев семян естественного опыления.
2.3. Посев семян от искусственной гибридизации.
3. Искусственная половая гибридизация как главный путь получения новых сортов винограда.
3.1. Внутрисортовое скрещивание.
3.2. Межсортовое внутривидовое скрещивание.
3.3. Межвидовое внутривидовое скрещивание.
Вопросы для контрольной работы по дисциплине «Селекция винограда»
1. Апробация виноградников и ее задачи.
2. Техника проведения апробации в школке.
3. Техника проведения апробации на плодоносящем винограднике.
4. Что такое виноградник первой категории.
5. Что такое виноградник второй категории.
6. Что такое виноградник третьей категории.
7. Маточник первичного отбора и его характеристика.
8. Селекционный маточник и его характеристика.
9. Клоновый маточник и его характеристика.
10. Наука «селекция винограда» и ее задачи.
11. Время и методы проведения массовой селекции.
12. Техника проведения массовой селекции винограда по отрицательным признакам.
13. Техника проведения массовой селекции винограда по положительным признакам.
14. Техника проведения фитосанитарной селекции.
15. Цель и задачи клоновой селекции винограда.
16. Этапы проведения клоновой селекции винограда.
17. Понятие «интродукция винограда», цель интродукции винограда.
18. Исторические этапы возникновения новых сортов винограда.
19. Улучшение сортового состава винограда методом простого отбора, его характеристика, примеры сортов.
20. Улучшение сортового состава винограда методом посева семян естественного опыления.
21. Улучшение сортового состава винограда методом посева семян искусственной гибридизации.
22. Выведение сортов винограда методом межсортового скрещивания. Его достоинства и недостатки.
23. Межвидовая гибридизация винограда при выведении новых сортов.
24. Столовые сорта винограда с групповой устойчивостью, их характеристика.
25. Технические сорта с групповой устойчивостью, их характеристика.
Рецензия на временную типовую программу «Селекция винограда»
Временная типовая программа «Селекция винограда» подготовлена профессором А. П.Диканем. В ней отмечается, что одним совершенствованием агротехники нельзя добиться систематического увеличения продукции винограда и улучшения его качества. Для этого необходимо улучшать существующие сорта и получать новые путем гибридизации. На это и направлена подготовленная программа.
Она включает актуальные лекционные темы, которые направлены на изучение апробации, массовой и клоновой селекции винограда, улучшение сортового состава Украины путем интродукции, половой гибридизации. Практическое закрепление теоретического материала осуществляется путем проведения занятий на винограднике по апробации, массовой и клоновой селекции.
Временная типовая программа снабжена списком рекомендованной литературы.
Считаем, что временная типовая программа может быть рекомендована для учебного процесса в связи с освоением дисциплины «Селекция винограда».
Доцент кафедры ТПХиППОиС, к. с.-х. н. Ю. Н.Дементьев