Рабочая учебная программа по дисциплине «Виноградарство»

Место и роль дисциплины «Виноградарство» в системе подготовки специалистов. Виноградарство на факультете ТПХ и ППР является важной составной частью профессиональной подготовки специалистов квалификационного уровня бакалавр, т. к. эта отрасль АПК Украины имеет большое социальное, народнохозяйственное и экономическое значение.

1. Цель и задачи дисциплины

Цель дисциплины «Виноградарство» - подготовка грамотных и конкурентоспособных специалистов умеющие решать сложные актуальные проблемы: увеличение урожайности насаждений, повышение качества сырья, производства сертифицированного посадочного материала, расширение зоны культуры винограда, адаптирование сортимента к условиям рынка, повышение в целом эффективности отрасли.

1.2. Задачи дисциплины

Основными задачами изучения дисциплины «Виноградарство» являются:

- дать глубокие теоретические и практические знания по основным биологическим особенностям виноградного растения и их рациональное использование в практике, уяснить влияние условий среды (тепла, света, влаги и др.) на рост и развитие винограда, изменение морфологических особенностей частей винограда (побега, листьев, соцветий грозди, почек и др.) под влиянием условий среды и уровня агротехники;

- освоить теорию и практику размножения винограда на современном уровне (включая технологические схемы производства корнесобственного, привитого и сертифицированного посадочного материала);

- раскрыть суть основных закономерностей при выборе площади питания, формы куста, типа опоры, сортоподвойных комбинаций, рассматривая все эти ключевые факторы в системе для достижения запланированного экономического эффекта;

- дать необходимые знания (теоретические и практические) для самостоятельного научного обоснования выбора площади питания, сорта, формы куста, способа обрезки и др. с учётом конкретных условий среды и поставленной цели.

1.3. Требования к знаниям и умениям, полученных в ходе изучения дисциплины «Виноградарство»

Студенты должны

ЗНАТЬ:

- состояние и перспективы развития отрасли виноградарства в Украине, долю участия страны в мировом производстве;

- законодательный и юридический аспекты воспроизводства виноградников в Украине;

- биологические особенности виноградного растения и их рациональное использование в практике;

- морфологию куста винограда и его составных частей (побега, почки, листьев и др.);

- требование винограда к условиям среды (почва, климат);

- теоретические основы и технологические схемы производства посадочного материала (корнесобственного, привитого, сертифицированного);

- технологию закладки виноградников и маточных насаждений;

- особенности ухода за молодыми и плодоносящими виноградниками;

- цели и задачи обрезки винограда;

- суть, цели и задачи операций с зелеными частями виноградного куста;

- требования к форме виноградного куста;

- предпосылки расширения зоны культуры неукрывного винограда;

- прогрессивные технологии сбора технических и столовых сортов винограда;

- особенности заготовки и хранения подвойных и привой ных черенков;

- требование ДСТУ к посадочному материалу, техническому и столовому винограду;

- сортимент допущенный к размножению (внесенный в реестр) в Украине;

- природно-виноградарские районы Украины в связи со специализацией;

- требование к качеству основных работ по уходу за почвой, кустами и шпалерой на винограднике;

- стандартную терминологию принятую в виноградарстве (побег, почка, сучек, плодовое звено, штамб, рукав, плечо и др.).

УМЕТЬ:

- вести книгу виноградников и структурных единиц питомника (маточников привойных и подвойных лоз, школки);

- составлять технологические карты выращивания винограда и посадочного материала;

- проводить и документировать результаты апробации и массовой селекции на промышленных виноградниках, маточных насаждениях подвоя и привоя, школки);

- определять качество механизированных работ при подъеме плантажа, ухода за почвой, защиты от вредителей и болезней;

- определять вегетативный и продуктивный потенциал куста перед обрезкой с учетом суммы факторов: условий года, сортовых особенностей, уровня агротехники и др.;

- рассчитать нагрузку на куст с учетом конкретной цели, возраста насаждений, состояния однолетнего прироста;

- составить рекомендации по обрезке винограда и операциям с зелеными частями куста после выполнения соответствующего агробиологического анализа и учета;

- организовать и проводить научные исследования на винограднике и в подразделениях питомника на актуальную тематику, формулировать выводы и научные положения;

- объяснять с точки зрения физиологии винограда факт повышения урожая и качества продукции.

ВЛАДЕТЬ МЕТОДАМИ И НАВЫКАМИ:

- современной передовой технологией выращивания винограда и посадочного материала;

- эффективными и рациональными приемами реконструкции виноградников;

- владеть в совершенстве техникой прививки и обрезки винограда;

- проектирования и закладки виноградников и маточных насаждений;

- достижения и внедрения передового производственного отечественного и зарубежного опыта.

РАЗВИВАТЬ ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ:

- в области совершенствования ключевых приемов агротехники - выбор схемы посадки, формы куста, конструкций опоры, способа обрезки и прививки винограда, операции с зелеными с зелеными частями винограда;

- при выборе сортов, подвоев и их клонов, а также сортоподвойных комбинаций в конкретных условиях среды;

- при закладке виноградников и маточных насаждений нетрадиционными видами посадочного материала;

- при углублении специализации и интенсификации производства винограда, а также производства конкурентоспособной продукции на внешнем и внутреннем рынке.

1.4. Перечень дисциплин и их разделов (тем), усвоение которых необходимо при изучении дисциплины «Виноградарство»: Ботаника (1. Систематика; 2. Характеристика семейства Виноградовых); Органическая химия (Основные классы органических соединений – углеводы, спирты, органические кислоты); Физиология растений (1. Обмен веществ в растительном организме, 2. Фотосинтез, 3. Дыхание, 4. Водный обмен растений, 5. Минеральное питание, Физиология онтогенеза растений, 7. Устойчивость растений к неблагоприятным внешним факторам); Сельскохозяйственные машины (Расчет потребности в с/х техники для возделывания винограда на конкретной площади), Почвоведение (Почвы степной и предгорной зон Украины их характеристика, а также их влияние на специализацию виноградарства).

Успешное изучение дисциплины может быть после освоения курса таких дисциплин как: «Сельскохозяйственная метеорология», «Экология», «Основы научных исследований» и др.

1.5. Перечень дисциплин с указанием разделов (тем), которые базируются на изучаемой дисциплине: Агрохимия (Вынос виноградом основных элементов минерального питания из почвы); Фитопатология (Система защиты винограда от болезней); Сельскохозяйственная микробиология (Микрофлора виноградника); Экономика предприятий (Пути повышения эффективности отрасли винограда); Охрана труда (Источники травматизма на винограднике – обрезка кустов, установка шпалеры, операции с зелеными частями кустов, сбор урожая, и в прививочной мастерской – нарезка черенкового материала и его прививка, парафинирование, бандажирование, стратификация черенкового материала и др.).

2. Распределение фонда учебного времени по модулям, видам занятий и соответствующим темам

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ

№ зачетного кредита

№ и название содержательного модуля

Количество

Распределение времени

часов

кредитов

Аудиторные занятия

СР

Лекции

ЛПЗ

1

СМ - 1: Введение. Биология, экология и размножение винограда.

36

1

8

8

20

2

СМ – 2: Закладка виноградника и агроуход за молодыми и плодоносящими кустами винограда.

36

1

8

6

22

 

ИТОГО:

72

2

16

14

42

2.1. Содержание лекционного материала по модулям и темам

Лекции – 16 часов

№ лекции

Наименование модулей, тем, и их краткое содержание

Кол-во часов

СМ-1: Введение. Биология, экология и размножение винограда.

1

Тема: Состояние и перспективы развития виноградарства в Украине и АР Крым, доля страны в мировом производстве винограда и вина. Социальное, народнохозяйственное и экономическое значение отрасли виноградарства. Пищевая ценность винограда как продукта питания. Лечебное и фитосанитарное значение винограда.

2

2

Тема: Систематика семейства Виноградовых. Род Витис, его значение и распространение. Основные биологические особенности винограда. Большой и малый цикл развития. Период покоя и его фазы. Период вегетации и его фазы развития.

2

3

Тема: Экология винограда. География культуры винограда. Типы климата, применительно к винограду, определяющие его влияние на специализацию мирового производства винограда и вина. Почвенно-климатические зоны Украины (виноградарские зоны и природно-виноградарские районы), как решающий фактор региональной специализации. Влияние температуры, влаги, света и др. факторов на рост и развитие винограда. Влияние почвенных условий на рост и развитие винограда.

2

4

Тема: Размножение винограда. Состояние и перспективы развития питомниководческой базы Украины. Виды и способы размножения винограда. Факторы, стимулирующие корнеобразование черенкового материала. Технологические схемы производства корнесобственного, привитого и сертифицированного посадочного материала. Технология производства подвойной и привойной лозы. Требования ДСТУ 43-90:2005 к черенковому материалу и саженцам винограда.

2

СМ – 2: Закладка виноградника и агроуход за молодыми и плодоносящими кустами винограда.

5

Тема: Закладка виноградника. Законодательный и юридический аспект воспроизводства виноградников в Украине. Выбор участка. Мелиоративные работы на участке. Предпосадочная подготовка почвы (плантаж). Преимущества и недостатки плантажа. Виды и способы плантажа. Организация территории виноградника. Сроки и способы посадки винограда.

2

6

Тема: Уход за молодыми кустами виноград. Уход за растениями 1-го года вегетации (инвентаризация, апробация, установка шпалеры, ликвидация изреженности и др.). Обрезка и формирование кустов 2-4-года вегетации. Цель и задачи обрезки молодых кустов винограда. Цель и задачи операций с зелеными частями на молодых кустах винограда. Уход за почвой, удобрение и орошение, защита от болезней и вредителей.

2

7

Тема: Уход за плодоносящими кустами винограда. Обрезка кустов винограда. Теоретические основы обрезки винограда. Цели и задачи обрезки. Сроки и способы обрезки. Техника и основные правила обрезки кустов винограда.

2

8

Тема: Операции с зелеными частями винограда. Суть операций с зелеными частями винограда и их взаимосвязь с обрезкой. Основные операции с зелеными частями винограда (обломка, подвязка, прищипывание, пасынкование, искусственное и дополнительное опыление, удаление листьев, чеканка, нормирование соцветий и гроздей, кольцевание применение ФАВ).

2

2.2. Содержание лабораторных (практических) и других занятий.

Лабораторные (практические) занятия – 14 часов

п/п

Наименование модулей, тем лабораторных (практических) занятий и их краткое содержание

Кол-во часов

Форма контроля

Место проведения

СМ-1: Биология, экология и размножение винограда.

1.

Тема: Общее строение виноградного куста и характеристика его составных частей.

2

Контр. работа

Лаб.

2.

Тема: Морфология побега, почки, листа, усика, соцветия, цветка, грозди, ягоды, семени.

2

Контр. работа

Лаб.

3.

Тема: Прививка в условиях помещения. Прививочная мастерская и ее отделения. Технологические процессы в прививочной мастерской. Способы прививки винограда, защиты места соединения привоя и подвоя от иссушения, стратификации привитых черенков. Закалка простратифицированных привитых черенков и подготовка их к посадке.

2

Контр. работа

Привив. мастерская

4.

Тема: Прививка в условиях поля. Способы прививки (традиционные и новые). Условия, способствующие приживаемости привоя с подвоем.

2

Устный опрос

Формиров. участок

СМ – 2: Закладка виноградника и агроуход за молодыми и плодоносящими кустами винограда.

5.

Тема: Формы куста для культуры укрывного и частично укрывного винограда. Требования к формировке. Типы формировок. Основные формы куста, их преимущества и недостатки.

2

Устный опрос

Формиров. участок

6.

Тема: Формы куста для культуры неукрывного винограда. Основные формы куста, их преимущества и недостатки.

2

Устный опрос

Формиров. участок

7.

Тема: Определение плодоносности основных почек у винограда методом препарирования под бинокулярным микроскопом. Освоение техники препарирования. Определение степени разнокачественности почек по длине лозы. Расчет коэффициентов плодоношения (К1) и плодоносности почек (К2) для решения задач обрезки.

2

Устный опрос

Лаб.

2.3. Содержание самостоятельной работы

Самостоятельная работа – 42 часа

п/п

Наименование содержательных модулей, тем и форм самостоятельных занятий и их краткое содержание

Кол-во часов

Форма контроля

Место проведения

СМ-1: Биология, экология и размножение винограда.

1.

Тема: Природно – виноградарские районы Украины в т.ч. Крыма. Сортимент винограда присущий каждому региону в связи со специализацией.

4

Реферат

Чит. зал

2.

Тема: Агротехника виноградной школки. Выращивание виноградных саженцев.

4

Контр. работа

Чит. зал

3.

Подготовка к лекциям

4

Устный опрос

Чит. зал

4.

Подготовка к лабораторным занятиям.

4

Устный опрос

Чит. Зал

5.

Подготовка к модульной контрольной работе

4

Мк

Чит. зал

СМ – 2: Закладка виноградника и агроуход за молодыми и плодоносящими кустами винограда.

6.

Тема: Дать описание и выведение различным формам виноградного куста чашевидная, одно- и двуплечий Гюйо, веерная, кордонная и др. при разной высоте штамба и разных методах выведения (обычный при слабом и мощном развитии кустов, ускоренный, комбинированный).

4

Реферат

Чит. зал

7.

Тема: Системы содержания почвы на винограднике.

4

Контр. раб.

Чит. зал

7.

Тема: Сбор винограда. Особенности сбора технических и столовых сортов винограда.

4

Контр. раб.

Чит. зал

8.

Подготовка к лекциям

4

Тк

Чит. зал

9.

Подготовка к лабораторным занятиям.

2

Тк

Чит. зал

10.

Подготовка к модульной контрольной работе

4

Мк

Чит. зал

3. Распределение учебного материала по неделям

недель

№ тем по видам занятий

лекции

лаборат.

практ.

семинар.

СР

мод.

контр.

Содержательный модуль № 1

1

1

1

-

-

-

-

2

2

2

-

-

-

-

3

-

-

3

-

-

-

4

3

-

-

-

1

-

5

-

-

-

-

2

-

7

4

-

-

-

-

-

8

-

-

4

-

-

2

Содержательный модуль № 2

 

5

5

-

-

3

-

12

6

6

-

-

4

-

15

7

7

-

-

5

-

16

8

-

-

-

-

2

4. Критерии оценки знаний студентов

Оценка «отлично» выставляется студенту, который в полном объеме решает теоретическую часть задания на основе глубокого понимания производительной ситуации и путей ее решения; последовательно освещает вопросы теории, демонстрирует знания специальной литературы и умело использует это во время ответа, имеет собственное мнение относительно решаемой проблемы, аргументировано ее обосновывает и отстаивает, умеет творчески применять теоретические знания при решении практических заданий и анализе конкретных производственных ситуаций; умеет экономически обосновать принятое решение для обеспечения (при его исполнении) сохранения окружающей среды и безопасности труда.

В практической части задания показывает умение самостоятельно и качественно решать агрономические задачи согласно правил технической безопасности.

Оценку «хорошо» получает студент, ответы которого по теоретической и практической части задания в целом соответствуют критериям оценки «отлично», но во время принятия им конкретных решений студент допускает неточности. В целом студент хорошо ориентируется в производственной ситуации, понимает пути ее решения.

Оценку «удовлетворительно» получает студент, который в целом имеет навыки анализа производственной ситуации, знает пути ее решения, но допускает несущественные ошибки, не доводит решение до логического завершения, не имеет достаточно знаний по общей агрономической подготовке, в отдельных случаях некорректного излагает материал с точки зрения логической последовательности, нечетко проявляет собственную точку зрения во время решения конкретной агрономической задачи.

Оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, который в основном понимает производственную задачу, но не может выполнить необходимые агрономические расчеты и самостоятельно ее решить. Его ответы на экзамене свидетельствуют о серьезных пробелах в знании материала основных специальных дисциплин. Студент не ориентируется в проблемных вопросах отрасли; не может объяснить причины возникновения разных производственных ситуаций; не может обеспечить организацию и выполнение конкретных решений в отношении безопасного выполнения технологических процессов; у него отсутствуют навыки относительно использования ПЭВМ.

5. Аннотация дисциплины (цель, предмет, содержательные модули)

Цель дисциплины «Виноградарство» - подготовка грамотных и конкурентоспособных специалистов умеющих решать сложные актуальные проблемы: увеличение урожайности насаждений, повышение качества сырья, производство сертифицированного посадочного материала, обоснование продвижения культуры неукрывного винограда в Предгорные и Степные зоны, адаптирование сортимента к требованиям рынка, разработка адаптированных технологий соответствующих современным требованиям, повышение в целом эффективности отрасли.

Предметом изучения является виноградное растение рода Vitis vinifera, его биология, влияние экологических и агротехнических условий на рост и развитие. Сортимент и сортовой состав винограда по природно-виноградарским районам Украины, в т. ч. Крыма.

Согласно учебной программе курс «Виноградарство», в количестве 72 часов, разбит на 2 содержательных модуля, включающих 8 лекций, 7 лабораторно-практических занятий, 5 тем на самостоятельную работу. Итоговый контроль – дифференцированный зачет.

6. Рекомендуемая литература

Основная

1. Амирджанов А. Г. Терминология виноградарства. – Ялта, 1995. – 109 с.

2. Бондаренко А. О. Виноградарство: Ілюстрований термінологічний словник. – К.: Урожай, 1994. – 112 с.

3. Болгарев П. Т. Виноградарство. – Симферополь: Крымиздат, 1960.

4. Виноградарство Крыма /А. П.Дикань, В. Ф.Вильчинский, Э. А.Верновский и др. – Симферополь: Бизнес-Информ. – 2001. – 408 с.

5. Дикань О. П., Бондаренко А. О., Заморський В. В., Палеха О. Г. Виноградарство. Навчальний пос---бник.- С—мферополь: Б—знес---нформ, 2002. – 208 с.

6. Дикань А. П. Методические указания для лабораторно-практического занятия по экспресс-методу определения коэффициентов плодоношения центральных почек глазков перед обрезкой винограда для студентов ф-та ТПХ и ПППВ (с элементами УНРС). – Симферополь, 1991. – 48 с.

7. Виноградарство /М. О.Дудник, М. М.Коваль, І. М.Козар та ін. – К: Урожай. – 1999. – 288 с.

8. Малтабар Л. М. Производство привитых виноградных саженцев в Молдавии. – Кишинев: Картя молдовеняскэ, 1971.

9. Мержаниан А. С. Виноградарство. – М.: Колос, 1967.

10. Мишуренко А. Г. Виноградный питомник. – М.: Колос, 1971.

11. Морозова Г. С, Виноградарство с основами ампелографии (Практический курс). – М.: Колос, 1978.

Дополнительная

1. Авідзба А. М., Белінський Ю. О. Спосіб окулірування винограду. ИА 39491. Бюл. № 5. – 2001.

2. Белінский Ю. О. Технологія виробництва чубуків винограду // Аграрна наука-виробництву. – 2000. №3. – с.15

3. Дженеев С. Ю., Вильчинский В. Ф., Терещенко А. П. Технология выращивания привитых виноградных саженцев в бандаже //Садоводство, виноградарство и виноделие Молдавии: - 1982. – № 2.

4. ДСТУ – 43-90: 2005. Саджанці винограду і чубуки виноградних лоз /А. М.Авідзба – Технічні вимоги. Київ: Держспоживастандарт України, 2005.- 14с.

5.Коваль Н. М., Мартьянова О. А. Обрезка и формирование кустов винограда. – К., 1984.

6. Никифоров Л. Т., Мартьянова О. А. Обрезка и формирование винограда. – К, 1975.

7. Перстнев Н. В. Виноградарство. Кишинев – 2001.

8.Сорта винограда /Е. Н. Докучаева, Е. С.Комарова и др.; под ред. Е. Н.Докучаевой. – К.: Урожай, 1986.

9.Субботович А. С., Перстнев Н. Д., Морошан Е. А. Новый метод выращивания привитых саженцев винограда/ под ред. А. С.Субботовича. – Кишинев: Картя молдовеняскэ,1977. – 156 с.

10.Физиология винограда и основы его возделывания: в 3-х томах /под руководством и редакцией акад. К. Стоева. – София: Изд-во Болгарской Академии Наук, 1981, 1983,1984.

11.Энциклопедия виноградарства: в 3-х томах /Гл. ред А. И.Тимуш. – Кишинев: Молд. Сов. Энциклопедия, 1986

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить