Рабочая программа по дисциплине «Особенности НИР в виноделии»
Рабочую учебную программу составил: к. т.н., ассистент К. В. Иванченко
1. Цель и задачи дисциплины
1.1. Место и роль дисциплины в системе подготовки специалистов
Цель дисциплины - формирование у студентов систем знаний и навыков методики проведения экспериментов, систематизации, анализа и оценки результатов исследований, оформление научной работы, авторских прав и патентной документации.
1.2. Задачи дисциплины
Основными задачами изучения дисциплины «Особенности НИР в виноделии» является:
- научить студента методике опытного дела в условиях винодельческого производства;
- получению статистических надежных результатов эксперимента;
- математической обработке полученных данных;
- умению делать теоретические обобщения и выводы.
1.3. Требования к знаниям и умениям, полученных в ходе изучения дисциплины «Особенности НИР в виноделии»
В результате изучения курса студенту необходимо:
1.3.1. Знать:
- особенности постановки научных исследований в виноделии
- методы постановки научного эксперимента при производстве различных типов винопродукции;
- основные формулы математической статистики;
- методику обработки экспериментальных данных с применением ЭВМ.
1.3.2. Уметь:
- организовать научные исследования в сезон виноделия и в лаборатории;
- правильно спланировать эксперимент и составить рабочую методику опыта;
- составить графики и таблицы, получить уравнения;
- интерпретировать результаты и сделать практически полезные выводы.
1.3.3. Овладеть навыками:
- инженера-технолога экспериментальной лаборатории;
- научного сотрудника высшей школы и НИИ.
1.4. Дисциплина «Особенности НИР в виноделии» основывается на занятиях таких специальных дисциплин как «Основы научных исс следований», «Общее и специальное виноделие», и на знаниях, получаемых в процессе изучения дисциплин общетехнической и специальной подготовки.
2. Распределение фонда учебного времени по модулям, видам занятий, соответствующим темам.
Тематический план дисциплины
№ |
№ и тема смыслового модуля |
Общее количество часов |
Количество кредитов |
Распределение времени |
||
Аудиторные занятия |
Самостоятельная работа |
|||||
Лекции |
Лабораторные |
|||||
1 |
СМ-1 Экспериментальные исследования в виноделии |
54 |
1,5 |
8 |
8 |
З8 |
ВСЕГО |
54 |
1,5 |
8 |
8 |
З8 |
2.1. Содержание лекционного материала по модулям и темам. Лекции – 8 часов
№ |
Наименование модулей, тем и их краткое содержание |
Количество часов |
СМ-1 Экспериментальные исследования в виноделии |
||
1 |
Запись и оформление результатов исследований. Порядок записей результатов эксперимента. Составление схем лабораторной или стендовой установки. Сведение данных в таблицу. |
2 |
2 |
Графическое оформление результатов исследований. Вычисления и подготовка рукописи к печати |
2 |
3 |
Параметры и факторы оптимизации технологического процесса. Различные способы решения задач процесса оптимизации |
2 |
4 |
Математическая обработка. Ошибки эксперимента. Оценка случайных погрешностей. Проверка однородностей дисперсии |
2.2. Тематика лабораторных занятий. Лабораторные занятия – 8 часов
№ |
Наименование модулей, тем лабораторных занятий и их краткое содержание |
Количество часов |
Форма контроля |
Место проведения |
СМ-1 Экспериментальные исследования в виноделии |
||||
1 |
Проведение дисперсионного анализа. Определение варьирования и суммы квадратов. Вычисление фактического критерия существенности |
2 |
зашита работы |
Лаб. |
2 |
Организация лаборатории микровиноделия. Влияние психологических факторов на ход и качество эксперимента. Рабочее место экспериментатора, правила техники безопасности. |
2 |
устный опрос |
Лаб. |
3 |
Исключение грубой ошибки. . ошибки эксперимента. Оценка случайных погрешностей эксперимента. Проверка однородности дисперсии |
2 |
зашита работы |
Лаб. |
4 |
Обработка результатов научной дегустации вина по 10-ти бальной системе с установлением доверительных интервалов на 5-ти процентном уровне значимости. |
2 |
устный опрос |
Лаб. |
2.3. Тематика заданий по самостоятельной работе. Самостоятельная работа – 38 часов
№ |
Наименование модулей, тем и форм самостоятельных занятий и их краткое содержание |
Количество часов |
Форма контроля |
Место проведения |
|
СМ-1 Экспериментальные исследования в виноделии |
|||||
1 |
Информационный поиск по темам магистерских работ. |
20 |
зашита работы |
Библиотеки НИИ, Лаб. |
|
2 |
Эффективность научных исследований и ее критерии |
4 |
Отчет по работе |
Лаб. |
|
10 |
Подготовка к лекциям |
4 |
Опрос |
Чит. зал, |
|
11 |
Подготовка к лабораторным занятиям |
6 |
Опрос |
Лаборатория |
|
15 |
Подготовка к зачету |
4 |
Мк |
Лаборатория |
3. Распределение учебного материала по неделям
№ недель |
№ по темам и видам занятий |
||||
Лекции |
Лабораторные |
Практические |
Самостоятельная работа |
Модульный контроль |
|
СМ-1 Экспериментальные исследования в виноделии |
|||||
1 |
1 |
||||
2 |
1 |
1 |
|||
3 |
1 |
||||
4 |
1 |
||||
5 |
2 |
1 |
|||
6 |
2 |
1 |
|||
7 |
1 |
||||
8 |
1 |
||||
9 |
3 |
1 |
|||
10 |
3 |
2 |
|||
11 |
|||||
12 |
|||||
13 |
4 |
||||
14 |
4 |
мк |
Основная литература
1. Алмаши К. К., Дробоглаев Е. С. Дегустация вин. –М.: Пищевая промышленность, 1979.-151 с.
2. Биллиг В. А. VBA в Office 2000. Офисное программирование. –М.: «Русская редакция», 1999.-480 с.
3. Боровиков В. П., Боровиков И. П. Statistica R–Статистический анализ и обработка данных в среде Windows R - М.: «Филинь», 1997. –608 с.
4. Глушко И. М., Сидоренко В. И. Основы научных исследований. Уч. Пособие для студентов технических вузов.-Харьков: Вища школа, 1983.-224с.
5. Доспехов Б. А. Методика полевого опыта с основами статистической обработки. –М.:Аграпромиздат, 1985.-351 с.
6. Математическая теория планирования эксперимента / под ред С. М. Ермакова, - М.: Наука, 1983. –392 с.
7. Основы научных исследований. Учебник для технических вузов /В. И. Крутов, И. М. Грушко, В. В. Попов и др. – М.: Высшая школа 1989. –400 с.
Дополнительная литература
1. Усовершенствование технологии виноградных вин на основе новых показателей качества /Диссертация на соискание ученой степени доктора технических наук Е. П. Шольца –Ялта –1991. –с. 16-35.