Машины для погрузки и транспортировки винограда
МАШИНЫ ДЛЯ ПОГРУЗКИ И ТРАНСПОРТИРОВКИ ВИНОГРАДА
Подборщик винограда ПВ-1М предназначен для сбора срезанного и уложенного на ленты винограда и вывозки его из междурядий с последующей погрузкой в автомашины, оборудованные для бестарной перевозки ягод.
Подборочная лента — парусиновое полотно шириной 65 см и длиной 110 м. Подборщик ПВ-Ш монтируют на самоходном шасси ДВСШ-16 или Т-16. Работает подборщик в следующем порядке. Вначале рабочие разравнивают почву в междурядье. Для этого агрегат движется по междурядью с опущенным грейдером, разматывает и укладывает ленту. Затем рабочие — сборщики винограда заходят в между междурядья, становятся вдоль обоих полурядов, срезают грозди и укладывают их на ленту. Закончив уборку в первом междурядье, сборщики переходят во второе, а подборщик в это время подходит к первой ленте. Рабочий, обслуживающий агрегат, свободный конец ленты пропускает через лоток, отклоняющие ролики и заправляет в барабан.
Закончив крепление ленты, рабочий подает сигнал, и агрегат начинает движение, наезжает на ленту, она наматывается на барабан. Уложенный на ленту виноград движется по лотку, огибает ролик-подборщик и попадает на скребковый транспортер, подающий виноград в бункер. В конце междурядья тракторист останавливает агрегат, выключает привод транспортера и барабана, рабочий отсоединяет ленту и поднимает лоток в транспортное положение.
На межклеточной дороге к агрегату подъезжает автомобиль, оборудованный металлическим кузовом для бестарной перевозки. В него выгружают виноград из бункера подборщика. Окончив выгрузку первой ленты, механизатор заезжает в третье междурядье и подготавливает его к уборке — грейдером выравнивает почву, укладывает ленту. Затем подъезжает ко второй ленте, которую сборщики загрузили виноградом, и освобождает ее от винограда.
Рис. 82. Схема агрегата АВН-0,5 с ковшом для винограда:
I — площадка; 2 — палец; 3 — полуось; 4 — рычаг; 5 — гидроцилиндр опрокидывания; 6 — каретка; 7—ковш; 8 — захват; 9—кронштейн; 10 — подножка.
Агрегат АВН-0,5 в комплекте с металлическими ковшами применяют для вывозки винограда из междурядий и погрузки его. Конструкция агрегата АВН-0,5 рассмотрена в IV главе, описано его использование в комплекте с волокушей для сволакивания и погрузки лозы. В комплекте приспособления для вывозки — погрузки винограда (рис. 82) восемь сменных металлических ковшей, кронштейн захвата и механизм опрокидывания. Ковши изготовлены из листовой стали толщиной 2—3 мм. Передняя стенка имеет по отношению к вертикальной плоскости небольшой наклон ;для облегчения разгрузки. На боковых стенках закреплены. полуоси, с помощью которых ковш устанавливают в седлообразные гнезда захватов. Внутреннюю поверхность ковшей тщательно очищают, шпаклюют и покрывают пищевым лаком.
Механизм опрокидывания предназначен для поворачивания (опрокидывания) ковшей на полуосях при выгрузке из них винограда. При выгрузке винограда включают гидрораспределитель, шток гидроцилиндра выдвигается и передает движение рычагу опрокидывания, который, упираясь в палец, расположенный на боковине ковша, поворачивает ковш вокруг его полуоси.
При выключении гидроцилиндра шток и рычаг опрокидывания возвращаются в первоначальное положение, а ковш под действием собственного веса становится на прежнее место.
Работает агрегат при подхвате и смене ковшей так. Тракторист гидрораспределителем опускает каретку погрузчика вниз до отказа и на малой скорости подает трактор вперед до легкого соприкосновения подъемника с задней стенкой ковша. После этого поднимает каретку вверх, полуоси ковша попадают в гнезда захватов и ковш подхватывается. Агрегат готов для загрузки винограда.
Чтобы снять ковш, достаточно каретку грузоподъемника опустить до отказа вниз. Тогда его полуоси выйдут из захватов. После этого трактор подается вперед и грузоподъемник освобождается от ковша. Для укладки и вывозки из междурядий порожней тары, освобождающейся при загрузке ковша, над капотом трактора, на кронштейнах монтируют специальную площадку. Для удобства рабочих, укладывающих ящики на площадку, в передней части трактора делают подножку. Площадка с кронштейнами и подножка приданы агрегату АВН-0,5.
Оборудование для бестарной перевозки винограда. Перевозить виноград без тары можно при наличии специальных погрузочно-разгрузочных и транспортных средств. Грузить виноград можно подборщиком-погрузчиком ПВ-1М, агрегатами АВН-0,5. Для бестарной перевозки винограда технических сортов пользуются самосвалами или бортовыми автомашинами, оборудованными специальными металлическими бункерами.
Автомобили-самосвалы для бестарной перевозки специально подготавливают. Кузова их тщательно очищают, задний борт приваривают к боковым, чтобы он был к горизонтальной плоскости под углом 35—40°, заделывают все трещины и неплотности для предотвращения утечек сусла при транспортировке. Внутреннюю часть кузова покрывают пищевым лаком в 2—3 слоя.
Конструкция металлического бункера для бортовых автомобилей разработана рационализаторами Ново-Кубанского совхоза. Бункер (рис. 83) выполнен в виде металлического кузова. Задняя стенка наклонена к полу кузова под углом 35°. Такое устройство обеспечивает плавное, мягкое ссыпание винограда при разгрузке. Конструкция бункера представляет собой жесткий коробчатый каркас из уголкового профиля 35x35x4 мм. Борта коробки из листовой стали толщиной 2—3 мм. К переднему борту коробки приварена скоба для крепления крюка электротельфера при подъеме бункера.
Рис. 83. Оборудование для бестарной перевозки винограда:
А — подъемник; Б — передняя стенка; В — приемный ковш; 1 — бункер; 2 — крюк; 3 — брус; 4 — стремянка; 5 — хомут; 6 — тельфер.
Габариты бункера определяют в зависимости от марки автомобиля, для которого он предназначен. Бункер ставят в кузов автомобиля, у которого снят задний борт и на полу закреплена поперечная балка. Крепят балку к полу кузова стремянками. Бункер шарнирно соединяют с поперечной балкой ушками, приваренными к его боковым стенкам. При подъеме передней части бункера за скобу он поворачивается относительно поперечной балки и опрокидывается, высыпая виноград в приемные устройства.
Для разгрузки бункеров в кузовах бортовых автомобилей приемные площадки винных пунктов переработки оборудуют специальными устройствами. Они представляют собой монорельс, расположенный вдоль линии всех приемных устройств пункта, предназначенных для различных сортов принимаемого винограда.
На монорельс устанавливают электротельфер грузоподъемностью от 3 до 5 т, он передвигается вдоль линии приемников и выгружает виноград из бункеров автомобилей в каждое приемное устройство.