Системные концепции качества Германии
Тема 2. «Системные концепции качества Германии»
Студенты изучают и конспектируют рекомендуемую литературу по следующим вопросам:
1. Этапы проектирования расходов на качество в Германии.
2. Подразделения служб качества на немецких предприятиях
3. Автоматизация систем управления качеством
4. Организация рынка винодельческой продукции
Литература: №№ 9. 13, данные из Интернета.
1. Этапы проектирования расходов на качество в Германии.
Особенностью усилий специалистов Германии по обеспечению и повышению качества является то, что они прилагаются уже на этапе проектирования. При разработке изделия и технологического процесса предусматриваются методы сведения к минимуму возможности возникновения дефектов при производстве.
Ими установлено, что все мероприятия по обеспечению качества требуют определённых расходов, основные из которых направлены на проведение испытаний, предотвращение ошибок и устранение дефектов. Средства, затрачиваемые на предотвращение ошибок, составляют около 5 % всех расходов, поэтому умеренное их повышение приводит к снижению стоимости качества. Издержки, связанные с ошибками и проведением испытаний, при этом значительно уменьшаются.
Опыт Германии показывает, что предприятие за допущенные дефекты платит до 40 % всех своих расходов, причём 34 %- по вине управления и 6 %- по вине работников, то есть почти половина производственных ресурсов идёт на создание бездефектной продукции и устранение этих дефектов. Для того чтобы изменить такое положение, руководству рекомендуется:
- довести до сознания сотрудников новую концепцию управления качеством;
- создать инфраструктуры организационного плана, способствующие процессу последовательного совершенствования предприятия;
- создать единые производственные системы для учёта и установления приоритетов в решении проблем качества, которые будут доступны каждому предприятию.
В управлении качеством рекомендуется придерживаться принципа: дорогостоящее производство должно располагать надёжной системой обеспечения качества. Оптимизацию общих расходов на качество необходимо осуществлять с учётом себестоимости изготовления изделия.
Общая цель предприятия-производителя должна сводится к 3-м важным положениям:
- цена на продукцию должна устанавливаться с учётом конъюнктуры рынка;
- продукция должна поступать потребителю в установленные сроки;
- качество продукции должно отвечать требованиям рынка.
При производстве продукции и предоставлении услуг анализируют:
- на стадии проектирования - установление расходов, сроков, качества;
- на стадии реализации - управление расходами, сроками, качеством;
- на стадии эксплуатации - расходы в гарантийный период и по окончании его, а также претензии покупателя к качеству изделия (после чего изготовитель вносит свои предложения относительно улучшения его качества).
2. Подразделения служб качества на немецких предприятиях
На крупном предприятии существует служба качества, которая состоит из трех подразделений: обеспечение качества, контроля качества, содействия качеству. В функции подразделения обеспечения качества входят:
- планирование качества и контроля (планирование качества до реализации, включая надёжность, проектирование контроля и средств проверки);
- управление качеством (управление качеством поставляемых изделий и собственной продукции в процессе её производства;
- сбор информации о качестве (сведения о затратах на качество, обработка и анализ данных о качестве, документация).
Подразделение контроля качества располагает лабораторией для проверки качества (контроль надёжности, испытания материалов, типовые испытания и проверка опытных образцов) и проведение серийных испытаний входной контроль, контроль изготовления, контроль готовых изделий).
Подразделение содействия качеству осуществляет обучение и повышение квалификации, мотивацию работников и решение специальных задач в области качества.
В теории и практике организации внутрифирменного управления особое значение отводится принципу регулирования ответственности.
Составными элементами конструкции ответственности в немецком внутрифирменном управлении являются персонификация ответственности, то закрепление её за конкретными работниками, разделение ответственности, то есть закрепление её за конкретными работниками, разделение ответственности работников и руководителей подразделений на «внутреннюю» и внешнюю», разделение ответственности за руководство и исполнение.
В первую очередь определяется область ответственности руководящих работников, а не специалистов и технических испытателей. Чем более высокое место занимает руководитель в иерархии управления, тем большее внимание уделяется регламентации его ответственности.
3. Автоматизация систем управления качеством
По мнению немецких специалистов правильно отлаженная система управления качеством может и должна быть автоматизирована. Определены и требования к автоматизированной системе. Она должна собирать и накапливать данные о качестве, получаемые из производственных подразделений в результате сравнения с конкурирующей продукцией, испытания прототипа и эксплуатации продукции; представлять эти данные в соответствующей форме для использования па участках проектно-конструкторских работ и подготовки производства; осуществлять планирование средств контроля и управления ими; составлять и корректировать планы контроля.
Задачей контроля качества на современном этапе является предоставление для оптимизации и управления технологическим процессом данных, позволяющих предотвращать возникновение погрешностей. Такие данные должны собираться на листе выполнения операций обработки с помощью автоматических измерительных устройств. Чтобы на основании результатов контроля можно было в узких границах управлять технологическим процессом, необходима статистическая обработка результатов измерений (например, расчёт средней величины измеряемого параметра и его стандартного отклонения). Затем результаты измерений должны быть преобразованы в сигналы управления, т. е., автоматизированы.
4. Организация рынка винодельческой продукции
Опыт Германии в сфере контроля и управления качеством в виноделии имеет свои организационные особенности.
Высшим административным органом является Министерство питания, сельского и лесного хозяйства, которое осуществляет общее руководство отраслью и связь с соответствующими органами ЕС, подготавливает и проводит в жизнь (через парламент) законодательные акты всегерманского значения. В его работе очень большое участие принимают общественные организации. Спектр их деятельности довольно широк. Они представляют интересы производителей при парламенте и правительстве, занимаются вопросами законодательства, научными вопросами, организацией симпозиумов, выставок и т. д. (Немецкий союз виноградарей и виноделов), проводят исследования в сфере рынка вина, пропаганду немецкого вина за рубежом, организацией выставок, семинаров, презентаций и т. д. (Немецкий винный фонд, предусмотренный законом ФРГ о вине и существующий исключительно за счет взносов).
Существуют и земельные министерства, и их окружные управления. Они адаптируют германское и общеевропейское законодательства к местным условиям. В их компетенцию входят: определение сортового ассортимента, порядок сбора и переработки винограда, контроль качества и ряд других важных организационных мероприятий.
Но важнейшим достижением германского законодательства и органов управления можно считать полный и объективный контроль за качеством производимой продукции (любой конкретной бутылки, любого типа и производителя вина). Контроль за количеством и качеством производимых вин организован по многоступенчатому принципу. Производитель вина ведет строгий учет и декларирует в компетентных органах управления данные о сортах винограда, площадях, урожайности и объемах производимого вина, которые всегда можно проверить на соответствие законодательству.
Для получения разрешения на продажу вина после розлива (кроме низкокачественных) в соответствии с законодательством необходимо присвоение вину официального испытательного номера. Для этого производитель вина подает заявку, как правило, в земельную сельскохозяйственную Палату на присвоение номера, в которой отражает следующие основные данные о вине: год урожая, место происхождения, сорт винограда и урожайность, категория качества, тип вина, количество разлитого и общее количество вина, подвальный номер вина, данные о произведенных технологических операциях.
Вместе с заявкой производитель представляет результаты важнейших аналитических испытаний, проведенных компетентной, как правило, частной лабораторией.
Одна из главных задач Палаты и её филиалов - присвоение официального номера путем подтверждения качества представленного вина на основе сенсорного анализа - дегустации.
Государственные испытательные центры проводят аналитический и органолептический анализы импортных вин и вин, отобранных в торговле и направленных палатой. Центры анализируют вина по более широкому спектру показателей качества (иногда по более чем 25 показателям), подтверждают компетентность частных лабораторий и т. д. В центрах находятся также контролеры, которые получают от хозяйств и Палаты полную информацию о производстве и урожайности винограда, вина, различных технологических операциях, о продаже вина и т. д. В случае нарушений судьба производителя решается на основе законодательства совместно с Палатой (возврат официального испытательного номера, запрет продажи вина, штраф и т. д.).
Государственные учебные и исследовательские центры по сельскому хозяйству, виноградарству и садоводству проводят подготовку квалифицированных кадров всех уровней, выполняют исследования и проводят консультации; финансируются земельным правительством, но часть средств зарабатывают самостоятельно.
Таким образом, идея организации многоступенчатого контроля качества вина в ФРГ, пронизывающая все этапы его производства, начиная с виноградников и кончая реализацией готовой бутылки вина, заключается преимущественно в предупреждении появления на рынке некачественной, тем более фальсифицированной продукции. При этом прослеживается не только высокий профессионализм в её осуществлении, но и очень важная в морально-нравственном отношении деталь: все участники процесса (управленцы, производители, ведомственные, межведомственные и общественные контролеры и пр.) едины в своих интересах при достижении главной цели - выпуске готового качественного вина.
Контрольные вопросы к теме 2.
1. Задачи подразделений служб качества на немецких предприятиях.
2. Можно ли использовать в Украине немецкую организацию рынка винодельческой продукции?