Особенности работы тракторов и других машин на виноградниках

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 4.50 (1 Голос)

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ТРАКТОРОВ И ДРУГИХ МАШИН

При освоении склонов и уходе за виноградниками применяют гусеничные, колесные тракторы и канатную тягу. На строительстве теорас используют тракторы Т-100МГС, Т-130,ДТ-75,Т-74,ДТ-54А(рис. 85), а для ухода за насаждениями, выполнения транспортных работ—Т-50В, Т-54В, Т-38, МТЗ-52, Т-50К, ДТ-20 и самоходные шасси Т-16.

При подготовке территории применяют бульдозеры Д-492, Д-493, корчеватели К-2А, Д-496А, кусторезы Д514А, скреперы Д-374, Д-541 и другие землеройные машины. На работу тракторов в горной местности оказывают влияние высота над уровнем моря и рельеф.

Экологические условия многих горных районов нашей страны позволяют возделывать виноградники на склонах и плато, расположенных на большой высоте. Так, в Грузии и Азербайджане виноградники растут на высоте до 1500 м над уровнем моря, в Средней Азии до 1900 м, а на Памире есть плантации на высоте более 2000 м.

Специальными исследованиями установлено, что с увеличением высоты над уровнем моря у карбюраторных, дизельных двигателей эффективная мощность снижается примерно на 1% на каждые 100 м высоты. На высоте 2000 м мощность дизеля уменьшается на 19%. Уменьшение мощности двигателей вызывается понижением атмосферного давления, температуры и влажности воздуха. Решающий фактор — снижение атмосферного давления и удельного веса воздуха, которые на высоте 2000 м соответственно равны 0,811 кГ/см2 и 1,006 кг/м3. На уровне моря давление равно 1,033 кГ/см2, а удельный вес воздуха 1,225 кг/м3.

Общие издержки эксплуатации тракторов на высокогорных виноградниках не столь велики. Значительно большие трудности и опасности при работе тракторов в горной и холмистой местности возникают из-за рельефа.

При выполнении работ даже на специально подготовленных территориях тракторам приходится двигаться поперек склона (с креном), по косогору, вверх и внизу по склону. В этих условиях не исключена опасность опрокидывания.

В заводских инструкциях по тракторам, применяемым на склонах, указано, что безопасность их работы гарантируется лишь при крутизне 8—10°. Исключение составляет трактор Т-ЮОМГС, который, по данным профессора И. М. Хохлова, может сравнительно надежно работать при крутизне 22—25°.

К сожалению, такие пределы крутизны не могут удовлетворить нужд горного земледелия. При строительстве террас и особенно при подготовке подъездных дорог к террасируемым склонам бульдозерам часто приходится преодолевать более крутые участки.

Тракторы меньшего класса тяги, на которых выполняют работу по уходу за виноградниками, подвергаются наибольшей опасности во время разворотов на дорогах. Осо бенно большие трудности приходится испытывать трактористам, работающим на колесных тракторах, выполняющих обычно транспортные операции. Здесь опасность усиливается резким ухудшением управляемости.

Для повышения безопасности работы агрегатов на пересеченной местности предложено несколько технических решений.

В одних случаях тракторы оборудуют прочными балками или рамами, выходящими за габариты трактора и предотвращающими его опрокидывание при критическом крене. Такое решение применено в крутосклонном тракторе ДТ-75К - В США и Норвегии тракторы, которым предстоит работать на склонах, имеют устройства, которые либо прекращают работу двигателя, либо выключают муфту сцепления в случае, когда его наклон приближается к опасной величине.

В Чехословакии колесный трактор оборудовали дополнительными колесами, выходящими за габариты машины. Эти колеса расположены на некотором расстоянии над поверхностью почвы. В момент, когда начинается отрыв верхних по склону колес от земли, трактор опирается на дополнительное колесо и опрокидывание предотвращается.

Многие зарубежные фирмы устанавливают на тракторы специальные прочные кабины, защищающие тракториста в случае опрокидывания трактора.

Хороший эффект дает оборудование колесных тракторов специальными автоматическими стабилизирующими устройствами, которые постоянно удерживают колеса и остов трактора в вертикальном положении. Такая модернизация трактора МТЗ-50 выполнена Грузинским СКВ по сельхозтехнике. Трактору присвоена марка Т-50К-

Как показали испытания, машина надежно работает на склонах крутизной до 20°. Распределение веса трактора на левые и правые колеса равномерно, снижение тягового усилия невелико, управляемость лучше, чем у трактора МТЗ-50, работающего в таких же условиях. Оснащение хозяйств в горных и холмистых районах тракторами Т-50К позволит существенно увеличить объем механизированных работ при возделывании большинства культур, в том числе и виноградников.

Второе следствие влияния рельефа — уменьшение тягового усилия и повышенное буксование. Это особенно ощутимо у колесных тракторов. Буксование колесного трактора класса 0,6 т на склоне 9º достигает 25%. При движении тракторов вверх по склону тяговое усилие трактора уменьшается от 7 до 13% на каждый градус увеличения крутизны, в зависимости от типа трактора и состояния поверхности почвы.

При движении тракторов поперек склона их тяговое усилие уменьшается не так резко: на склоне крутизной 10° составляет 85—90%. При дальнейшем увеличении крутизны тяга трактора резко падает. По данным В. В. Заморского и О. П. Мальцевой, крюковая мощность, развиваемая трактором ДТ-54 на пахоте на склоне 18°, 75—80%. Движение тракторных агрегатов поперек склона все же более предпочтительно.

При возделывании винограда без террас крутизна склона обычно не превышает 12°, а ширина захвата машин и орудий ограничена небольшими размерами междурядий. Следовательно, некоторое уменьшение тягового усилия трактора не заставляет нас думать о возможностях резервирования мощности. Что касается напашки террас на склоне крутизной до 18º, то в этом случае снижение тягового усилия имеет существенное значение. Замечено, что при плантажном террасировании на особо тяжелых почвах пробуксовка трактора Т-100МГС очень велика.

Третье следствие влияния рельефа местности — нарушение прямолинейности при движении трактора поперек уклона и ухудшение управляемости. Это происходит потому, что на склоне из-за крена на трактор начинает действовать составляющая его веса, направленная вниз.

Кроме того, возникает неодинаковая вертикальная нагрузка на верхнюю (по склону) и нижнюю гусеницы трактора. В результате при движении трактор самопроизвольно поворачивается. Величина нарушения прямолинейности движения зависит от веса трактора, его конструктивных особенностей и качества регулировки движителя. На склоне крутизной 8° отклонение трактора ДТ-20, прошедшего путь 21 м, равно 2,5 м. Отклонение более тяжелого трактора Т-28 на таком же отрезке—3,3 м (проф. X. А. Хачатрян).

Гусеничные тракторы лучше сохраняют первоначальное направление движения. По данным грузинских исследователей (проф. Двали, проф. Хохлов), отклонение трактора класса 3 т на 20-метровом пути всего 1,3 м.

Канатную тягу применяют на горных виноградниках как способ перемещения машин и орудий для ухода за на саждениями и транспортировки винограда, удобрений и других грузов.

Преимущество канатной тяги — перемещение машин в узкорядных насаждениях без взаимодействия энергетического средства с почвой и, следовательно, без ухудшения ее структуры.

Канатная тяга в отличие от обычных мобильных энергетических средств позволяет безопасно механизировать уход за виноградниками на очень крутых склонах V группы. Отрицательное влияние рельефа не сказывается.

Недостаток этого типа энергетики — применение в основном в насаждениях вдоль склона, малая производительность. В ряде районов на сравнительно небольших площадях расположение рядов вдоль склона возможно, применение канатной тяги здесь вполне рационально. Что касается воздушных канатных дорог, их можно успешно применять и на террасированных склонах.

Как отмечалось, при строительстве террас и уходе за виноградниками на нетеррасированных и террасированных склонах в основном используют гусеничные тракторы. Поскольку крутизна первых не превышает 12°, а на террасах полотно почти горизонтально, эксплуатация тракторов в междурядьях не вызывает чрезмерных трудностей. Затруднения бывают на разворотах агрегатов, особенно когда крутизна дорог более 8°. Однако при достаточном внимании и соблюдении определенных правил эти трудности успешно преодолеваются.

При развороте агрегата на склоне не следует переключать передачи. Поворачивать надо на заранее включенной пониженной передаче. Повороты агрегатов более безопасно делать такие, чтобы, выехав из междурядья, переехать на соседнюю террасу, расположенную выше по склону. Иногда целесообразно поворачивать, сдавая агрегат задним ходом вниз по склону, чтобы затем, двигаясь вперед, вновь заехать в междурядье.

Этот способ чаще всего применяют при поворотах колесных тракторов.

Колесными тракторами класса 0,6 т пользуются для ухода за кустом и вывозки винограда из междурядий. Для подвоза удобрений, ядохимикатов, воды и других грузов лучше применять тракторы с ведущими передними колесами (МТЗ-52), они лучше управляемы и более устойчивы. На этих операциях можно использовать горный трактор Т-50К.

Особенность работы тракторов и агрегатируемых с ними машин на склонах снижает их производительность. Степень снижения зависит от крутизны. Государственный Всесоюзный научно-исследовательский технологический институт ремонта и эксплуатации машинно-тракторного парка (ГОСНИТИ) рекомендует при выполнении работ на склонах несколько снижать нормы выработки. На пахоте навесным плугом на склонах 7° рекомендуется коэффициент 0,9, а прицепным — 0,82, на культивации — 0,87, на бороновании — 0,81 и т. д.

Анализ эксплуатации тракторов на склонах позволяет заключить, что на правильно подготовленных участках нетеррасированных склонов и террасах механизация возделывания винограда может быть в известной мере обеспечена теми средствами, которые выпускает в настоящее время наша промышленность.


Особенности работы тракторов и других машин на виноградниках - 4.0 out of 5 based on 1 vote