Организация уборки и транспортировки винограда

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 4.50 (1 Голос)

ОРГАНИЗАЦИЯ УБОРКИ И ТРАНСПОРТИРОВКИ ВИНОГРАДА

Для механизации уборки винограда промышленность выпускает только агрегат АВН-0,5. Как показал опыт многих хозяйств, на механизированной уборке винограда наиболее целесообразна звеньевая организация труда.

Состав звена определяют с учетом производительности агрегата АВН-0,5. Чтобы не нарушать ритмичности работы, производительность агрегата по вывозке из междурядий винограда необходимо согласовать с производительностью сборщиков, а также автотранспорта, обслуживающего данное звено.

Количество сборщиков и их распределение по рядам зависят от сорта винограда и его урожайности. При дневной норме 300 кг винограда на каждого сборщика для обеспечения бесперебойной работы агрегата в звене должно быть 38—40 человек. В каждом ряду насаждений в пределах длины клетки должны одновременно работать 4—6 рабочих.

Для погрузки винограда за агрегатом закрепляют двух рабочих. Целесообразно выделять еще двух рабочих для подготовки участка к уборке. Они заблаговременно приводят в порядок оборотную тару, расставляют ящики по междурядью, обеспечивают работу агрегата АВН-0,5, устраняя возможные заторы продукции и тары на межклеточных дорогах.

Для взвешивания погруженного винограда на участке нужны передвижные автомобильные весы АП-10. Выполненную работу в бригаде отмечает учетчик по количеству фактически собранного и вывезенного с участка винограда. При звеньевой организации труда работу выполняют в следующем порядке. Сменные ковши агрегата АВН-0,5 и оборотную тару члены звена доставляют на участок заранее. Ящики заблаговременно расставляют в междурядьях. Агрегат включают в работу, когда убрано 6—8 рядов. Тракторист направляет агрегат с ковшом в первое междурядье за идущими впереди двумя грузчиками. Последовательно подъезжая к ящикам, заполненным виноградом, агрегат останавливается, грузчики высыпают виноград в ковш, а тару укладывают на платформу. Агрегат движется от позиции к позиции по междурядью по сигналу одного из грузчиков.

При заполнении ковша (емкость рассчитана на 400 кг винограда, снятого с двух полурядов на длине клетки) механизатор выезжает на межклеточную дорогу, движется к месту, отведенному для установки наполненных ковшей, и оставляет ковш. После этого агрегатом перевозят опорожненную тару к подготовляемым для уборки междурядьям.

Когда все ковши заполнены, виноград погружают в автомобиль, оборудованный бункером для бестарной перевозки.

Основные преимущества указанного способа уборки в том, что при использовании металлических бункеров исключается ящичная тара, потери винограда при перевозке сводятся к минимуму. Значительно сокращается время погрузки винограда в автомобили и выгрузки его на пунктах. Применение погрузочно-разгрузочных устройств исключает затраты ручного труда. Увеличивается оборачиваемость автотранспорта. Бестарная перевозка винограда в бункерах, покрытых пищевым лаком, улучшает санитарно-гигиенические условия, их можно периодически мыть. Применение агрегата АВН-0,5 на погрузке и вывозке винограда способствует повышению производительности труда.

Технология уборки столового винограда разработана по двум схемам.

Первая — срезанный с кустов и затаренный виноград свозят на специальные упаковочные пункты, сортируют, упаковывают в стандартную тару. Упаковочные пункты оборудуют столами, инструментом, что создает удобства в работе и способствует повышению производительности труда упаковщиков.

Такая технология обеспечивает лучший контроль и учет товарного винограда, создает условия для своевременной отгрузки продукции и уменьшает простои автотранспорта на погрузке.

Наряду с достоинствами эта технологическая схема имеет ряд существенных недостатков. При такой организации увеличивается число перевалок (погрузок — разгрузок) и переборок винограда, количество взвешиваний. Все это обусловливает рост отходов винограда на 10—15%. Оборудование пунктов требует дополнительных материальных и денежных затрат, что отражается на себестоимости продукции. Усложняется учет урожая, так как требуется дополнительное оформление документации.

В другой технологической схеме предусмотрена сортировка и упаковка винограда в междурядье при срезе гроздей. Сборщику выдают оборотную и упаковочную тару. Все грозди, имеющие товарный вид, рабочий укладывает в тару. На гроздьях с гнилью или с небольшими повреждениями вырезают порченые ягоды. Нестандартный виноград укладывают в оборотную тару.

При такой организации производительность сборщиков несколько снижается, но затраты труда в целом л а технологию уборки уменьшаются. Кроме того, виноград, упакованный у куста, меньше повреждается, сохраняет восковой налет на ягодах, повышающий их сохранность, устойчивость и транспортабельность.

Недостатки этой схемы в том, что затрудняется контроль за качеством упаковки, увеличиваются простои автотранспорта на погрузке, задерживается своевременный вывоз винограда для реализации.

В 1968 г. Дубоссарский механический завод (МССР) по чертежам Молдавского НИИСВиВ выпустил платформы ПВФ-0,5. Сваренные из легких труб, передние и задние площадки платформы закрепляют на тракторе ДТ-20. Одну на трехточечную навеску, вторую — на лонжеронах впереди трактора. На передних концах лонжеронов — шарниры, вокруг которых можно повернуть переднюю площадку и опрокинуть ее на капот, уменьшив таким образом габариты агрегата по длине. Для удобной загрузки передняя площадка не имеет переднего, а задняя площадка — заднего бортов. Вместо них используют цепочку, ее после окончания погрузки надевают на крючок.

Техническая характеристика. Грузоподъемность 0,5 т; ширина задней площадки 1,3 м; ширина передней площадки 1,2 м; общая длина агрегата с трактором ДТ-20 4,5 л; вес 96 кг; крутизна склона или разворотной полосы на террасе, агрегат с трактором ДТ-20—8°.

Организуют вывозку урожая с применением ПВФ-0,5 так. Сборщики оставляют наполненные ящики в межкустовом пространстве. Агрегат заезжает в междурядье, грузчик загружает сначала переднюю платформу, а затем заднюю.

Поскольку ящики забирают из-под шпалер, то механизатору нет необходимости заезжать в каждое междурядье. При следующем заезде одно междурядье пропускается.

Агрегат обслуживают тракторист и грузчик. Применение платформы позволяет исключить ручной вынос винограда на дороги, повышает производительность сборщиков.


Организация уборки и транспортировки винограда - 4.0 out of 5 based on 1 vote