Закон Украины «О винограде и виноградном вине»

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 5.00 (1 Голос)

 

Тема: Закон Украины «О винограде и виноградном вине»

1.  Общие положения. Общие требования к продукции и условиям ее производства.

2.  Сырьевая база виноделия (виноградарство).

3.  Производство вина (разрешенные и запрещенные технологические приемы и материалы).

4. Органы, регулирующие деятельность отрасли виноделия и виноградарства и осуществляющие контроль за соблюдением закона.

5.Фальсификация вин и меры борьбы с ней.

1.  Общие положения. Общие требования к продукции и условиям ее производства.

Закон «О вине» и его значение для виноделия Украины

Украина располагает большими потенциальными возможностями для расширения винодельческого производства и обеспечения винопродукцией не только внутренних потребностей страны, но и зна­чительного увеличения экспортных поставок.

В период интенсивного развития виноградарства и виноделия в
1960—1975 гг. площадь виноградных насаждений достигала 400 тыс.
гектаров, а валовые сборы винограда 1,5 млн. тонн.

Разнообразие почвенно-климатических условий дает возможность изготовлять в стране все типы вин — от легких столовых до лучших в мире десертных вин, высококачественного шампанского и марочных коньяков.

Продукция украинских виноделов многократно отмечалась высши­ми наградами международных конкурсов вин.

Однако 1985 год по известным причинам положил начало резкому ухудшению дел в винодельческой отрасли страны. К настоящему вре­мени более чем в четыре раза сократились площади виноградных наса­ждений, ухудшилось их состояние и сортовой состав, прежде всего за счет вытеснения европейских сортов винограда непригодными для ка­чественного виноделия комплексно-устойчивыми гибридами, не обно­вляется и не совершенствуется материально-техническая база, техниче­ская и технологическая оснащенность предприятий осталась на уровне 60—70-х годов.

Но наибольшую тревогу последние годы вызывает получившая распрост­ранение массовая фальсификация вин, которая не только Угрожает здоровью и жизни населения, но и наносит огромный Материальный ущерб государству и отдельным его гражданам, Компрометирует украинское виноделие и страну в целом. В прода­же повсеместно поддельные вина популярных крымских, одесских, херсонских и закарпатских марок, и потребитель уже не гарантиро­ван заводской упаковкой от покупки фальсифицированного вина.

Это вопрос государственной важности. Если не остановить фа­льсификацию, то украинские вина перестанут покупать как на Внутреннем рынке, так и за рубежом. Заслон этому можно сделать, не только Приняв 16.06. 2005 г. закон Украины «О винограде и виноградном вине», но и дать возможность работать всем его положениям, в первую очередь, Инспекции по качеству.

Для решения поставленных задач по поручению правительства стра­ны виноделами-производственниками был разработан проект Закона Украины «О вине», в котором заложена нормативно-правовая база по защите вин от фальсификации, повышению ответственности за нару­шения в виноградарстве и виноделии, наносящие ущерб качеству про­дукции и экономическим интересам государства.

Закон уточняет понятие о вине, как алкогольном продукте перерабо­тки винограда, и распространяется на все вина, вырабатываемые в Украине для продажи на внутреннем рынке и на экспорт, а также на вина, поступающие из-за рубежа.

Вводится определение винодельческой местности, на которой тех­нические сорта винограда устойчиво достигают сахаристости в сусле не меньше 15 г/100 см3 (в Крыму — 16 г/100 см3). Промышленные по­садки технических сортов винограда для виноделия разрешаются толь­ко в таких местах. Считается, что сахарным виноделием заниматься не следует.

Отдельным приложением к закону будут «Правила производства и хранения вин тихих» и «Правила производства и хранения вин игрис­тых», которые утверждаются специально уполномоченным правитель­ством Центральным органом исполнительной власти. Этими правила­ми устанавливаются разрешенные технологические приемы выработки вин, определяются запрещенные приемы к винам и ограничиваются ра­зрешенные добавки, регламентируется внешнее оформление вин и по­рядок их хранения.

Проект закона состоит из преамбулы и семнадцати статей, помещен­ных в шести разделах.

В Преамбуле Четко обозначено назначение закона. Из нее видно, что основное внимание сосредоточено лишь на одной проблеме — фальсификации вин и, следовательно, только на тех вопросах, которые имеют к этому непосредственное отношение.

В первом разделе Приводится основополагающее положение зако­на — понятие о винах и натуральности вин, даны самые общие понятия винодельческой терминологии, необходимые для пользования законом хозяйственными и правоохранительными органами.

В мире под названием «вино» понимается продукт, полученный ис­ключительно из винограда, без каких-либо ароматизирующих добавок. Только при изготовлении крепких и десертных вин разрешается испо­льзование пищевого ректификованного спирта, как технологически не - избежного компонента, необходимого для получения требуeмых кондиций по крепости и сахаристости в этих винах.

Отдельные термины приводятся только в той части их полного значения, которая употребляется в законе. Так, в понятие «технические сорта винограда» не включен тот технический виноград, который используется при выработке соков и другой консервной продукции, а в понятия «районированные сорта винограда» и «виноградники» входят исключительно технические сорта, предназначенные для виноделия без учета столовых сортов.

В разделе особое внимание уделяется определению вина «натурального», что сейчас является одним из главных вопросов виноделия. Это необходимо было сделать для выделения этой продукции от аналогичных вин, изготовленных так называемым «купажным» способом с применением концентрированного сусла.

Однако существуют еще крепкие и десертные вина, для которых спирт является технологически неизбежной добавкой, а также вина с традиционным применением сахарозы (шампанское) или виноградного концентрата (Марсала). Такие напитки еще не теряют названия «вино», но уже не могут считаться натуральной продукцией.

В то же время нерегламентированное применение спирта, сахара и виноградных концентратов — один из распространенных способов фальсификации вин. Поэтому в законе приводится не только понятие о вине вообще, но и об отдельных категориях вин с регламентацией применения спирта, сахара и виноградных концентратов в каждом отдель­ном случае.

Вместе с тем, этот раздел содержит и элементы защиты от фальси­фикации самого понятия вина, чему посвящена статья 1. Это главная статья закона. Она дает точное и обоснованное понятие «вино» и запре­щает эксплуатацию этого названия напитками, чуждыми виноградной лозе, или же напитками, хотя и виноградного происхождения, но такими, природа которых искажена ароматизирующими добавками.

Раздел второй посвящен сырьевой базе виноделия — виноградарству, третий — виноделию, четвертый — продаже вин, пятый — органам, которые регулируют деятельность виноградно-винодельческой отрасли и обеспечивают контроль за соблюдением закона; шестой раздел — это заключительные положения.

2.Сырьевая база виноделия (виноградарство).

Раздел виноградарства устанавливает орган, концентрирующий у себя вопросы виноградарства и его развития в стране, а также регламентирующий виноградарство, имеющее непосредственное отношение к выработке вин, способных оттеснить фальсификаты. Здесь отражена необходимость заботы об обеспечении виноделия сырьем высокого качества, предотвращения необоснованной раскорчевки виноградников улучшения сортового состава виноградных насаждений и замены в течение шести лет имеющихся в насаждениях нерайонированных сортов винограда и межвидовых гибридов.

Винопродукция, произведенная из не рекомендованных, или нераз­решенных сортов винограда, должна использоваться в уксусном производстве и для перегонки на спирт.

Малолоценные технические сорта винограда могут быть источником подделок качественных вин. Поэтому для обеспечения высокого уровня национального виноградарства и виноделия, искоренения из посадок малоэффективных, нерайонированных сортов необходимо государственное регулирование по аналогии с другими винодельческими странами.

С целью экономической заинтересованности виноградарей в развитии сырьевой базы виноделия законом предусматривается закладку новых насаждений финансировать за счет 50% общей суммы акцизного сбора от реализации вин, шампанского, коньяков и крепких напитков из виноградного сырья отечественного производства. Именно такое ре­шение принято правительством Российской Федерации еще в 1996 году, что оказало положительное влияние на восстановление и развитие сырьевой базы отрасли.

Специальная статья этого раздела устанавливает порядок расчетов за виноград по аналогии с принятым порядком в развитых винодельческих странах, в частности, во Франции.

Расчетная цена или номинальная стоимость каждого сорта винограда и

Его базисная сахаристость устанавливаются ежегодно перед сезоном

В каждом винодельческом районе она своя, в зависимости от видов на урожай и ожидаемой сахаристости винограда. При ожидаемой повышенной урожайности или в неудачном году по сахаристости цена снижается.

Номинальная цена — это высший предел стоимости винограда в месте его произрастания (а не переработки), и превышение ее не допуска­ется. Никаких доплат за сахаристость сверх базисной не производится. Если фактически поступающий на переработку виноград имеет пониженную сахаристость или нестандартную кислотность, а также наличие гнили, сухих ягод и т. д., то покупатель по своему усмотрению назначает скидку к номинальной цене и, после согласия поставщика, принимает виноград на переработку в соответствии с настоящим законом.

Кроме того, законом предусматривается фиксированная скидка в 25 и 50% к номинальной цене, не зависящая от условий года и обязательная к применению. Это сделано для того, чтобы устранить влияние монополизма, то есть не допустить диктата поставщика или покупателя зависимости от конъюнктуры рынка, и обеспечить качество сырья.

Номинальные цены и базисная сахаристость должны устанавливаться для каждого однородного по направлению виноделия района.

Например, базисная сахаристость винограда Мускат белый на Южном берегу Крыма должна быть установлена на уровне 29 г/100 см3 в сусле, чтобы стимулировать производство ликерных вин (ведь на наценок за сахар не будет, только скидки), а в предгорных районах Крыма базисная сахаристость того же Муската белого должна быть уже 22 г/100 см3 в сусле.

Но могут быть случаи, когда из общей массы какого-либо сорта с установленной для него номинальной ценой нужно получить виноград повышенной против базисной сахаристости. Например, при выработке вина Мускат белый Ливадия, десертных вин из таких универсальных сортов как Ркацители, Каберне-Совиньон и других, хересных виноматериалов. В этих случаях закон допускает поставку такого винограда по отдельному договору на виноград конкретной сахаристости, применения скидок за недобор сахара (такая фиксированная сахаристостость либо есть, либо ее нет). Виноград, непригодный для выработки предусмотренной по договору марки вина, оплачивается по номинальной цене, установленной для этого сорта в данном районе.

Принятый в законе порядок расчетов за виноград отвечает условиям цивилизованной рыночной экономики, которая не признает как спекулятивно завышенных ажиотажных цен, так и искусственно занижены демпинговых цен в целях обойти конкурента.

В разделе обращено внимание и на сушеный виноград (изюм).

В ближайших к нам мусульманских странах (Турции, Иране) призводится много дешевого сушеного винограда (изюма). Невысокая цена позволяет приготовить настаиванием изюма на воде напиток, который потом выдается за настоящее виноградное вино.

Поэтому использование изюма для производства вина запрещено.

3. Производство вина (разрешенные и запрещенные технологические приемы и материалы).

Раздел виноделия охватывает основные понятия о винах и требования к условиям их производства на предприятиях разных форм собственности, нормативно-техническую регламентацию их изготовления, распространенные виды фальсификации. В нем указано, что право на производство вин имеют предприятия любой формы собственности, оформившие в установленном порядке государственную лицензию и соблюдающие требования, обусловленные полученной лицензией. Оговариваются здесь условия учета и контроля производства, подчеркиваается обязательность выдачи на готовую продукцию удостоверения о качестве и сертификата соответствия предприятиям всех форм собст­венности.

Указываются общие требования к виноматериалам, винам и услови­ям их производства, а также порядок использования вин, не пригодных к употреблению.

Устанавливается порядок, при котором заводы вторичного виноде­лия не могут перекупажировать виноматериалы, полученные из мест их производства, хотя и допускается их доработка.

Виноматериалы и вина, которые завозятся из-за рубежа, должны отвечать требованиям нашего рынка, а экспортируемые — проверяться по качеству Госвининспекцией.

С целью предотвращения нарушений ныне действующего Закона Украины «О защите прав потребителей» указано, что на этикетках вин столовых натуральных должна быть надпись «натуральное», а на винах, выработанных из межвидовых гибридов — «гибридное».

Указывается о порядке утверждения новых марок вин, присвоении названий, о винах с законченным гарантийным сроком хранения, изготовлении этикеток и других элементов внешнего оформления.

В отдельных статьях раздела содержатся частные требования к разным типам вин — столовым, крепленым, игристым, газированным, коллекционным, винам контролируемых наименований по происхождению.

Подробно рассмотрены способы фальсификации вин в целях правильной идентификации преступлений и оценки их тяжести.

В разделе Продажи вин установлены порядок торговли винами отечественного и зарубежного производства и условия их хранения в складских и торговых помещениях. Продажа вин разрешается торговым организациям всех форм собственности при наличии лицензий и условий для сохранения качества вин.

4. Органы, регулирующие деятельность отрасли виноделия и виноградарства и осуществляющие контроль за соблюдением закона.

Раздел пятый посвящен специально уполномоченному правительтельством страны Центральному органу исполнительной власти по вопросам виноделия и виноградарства, который регулирует деятельность от­расли, и Государственной инспекции по виноделию и виноградарству Госвининспекция), которая обеспечивает государственный контроль за соблюдением требований закона.

Госвининспекция образуется по аналогии с дореволюционным Комитетом виноградарства и виноделия с его службами на местах.

Центральный орган инспекции предполагается поместить в Киеве, а региональные — в городах Симферополе, Одессе, Ужгороде, Донецке и Харькове. При каждой из инспекций организуется контрольно-испы­тательная лаборатория.

Без такой разветвленной службы говорить о борьбе с фальсификаци­ей бесполезно.

По примеру царских комитетов функции этих инспекций в дальней­шем могут существенно расшириться.

В рыночной экономике с ростом мелких кооперативных и частных виноградно-винодельческих хозяйств роль инспекций может значите­льно возрасти. Отсюда будут распространяться методические материа­лы и советы по подбору сортов винограда, наиболее выгодному напра­влению его переработки, оснащению предприятий и др.

Контрольно-испытательные лаборатории, кроме своих прямых обя­занностей, могли бы не только оказывать методическую помощь мел­ким предприятиям, но и обучать их кадры, обеспечивать чистыми куль­турами дрожжей, химическими реактивами и простейшим лаборатор­ным оборудованием.

Конечно, инспекции должны комплектоваться наиболее квалифицированными специалистами — энтузиастами виноградарства и вино­делия. Ведь они должны осуществлять государственный контроль не только за винодельческими предприятиями, но и за виноградными на­саждениями всех форм собственности, как это принято в законодатель­стве ЕЭС, где сортовой состав посадок строго регламентируется даже в мелкотоварных хозяйствах, которые там превалируют. В случае нарушения законодательства выработанные виноматериалы подлежат пере­курке на спирт или использованию на производство уксуса.

Таким образом, в проекте нашего закона частично использован полезный европейский опыт для поднятия эффективности виноградарства и повышения конкурентоспособности украинских вин.

Опираясь на местный актив предпринимателей, из тех, которые заинтересованы в наращивании капиталов честным путем, инспекция может стать носителем культурного виноградарства и виноделия, тем самым способствуя повышению качества и конкурентоспособности наших вин.

В жестокой конкуренции с западными фирмами на нашем же рынке выиграют те, кто будет производить продукцию дешевле и гарантированного качества.

За нарушение требований закона отдельной статьей предусматривается гражданская, административная и уголовная ответственность.

5.Фальсификация вин и меры борьбы с ней.

В последнем, шестом разделе Закона указывается срок введения его в действие и даются поручения Кабинету Министров Украины о разработке предложений по приведению законодательных актов Украины в соответствие с требованиями этого закона, нормативных документов по виноделию и виноградарству, а также созданию специально уполномоченного Центрального органа исполнительной власти по вопросам виноделия и виноградарства и Государственной инспекции с соответвующими региональными отделениями и контрольно-исследовательс­кими лабораториями. Предусмотрено выделение для указанных целей необходимых финансовых ресурсов. Таково краткое содержание разработанного Закона Украины «О вине». Следует отметить, что на протяжении нескольких лет разработчики неоднокра­тно согласовывали текст закона с рядом министерств и ведомств — Минсельхозпрод, Минэкономики, Минздрав, Минфин, Минторг, Госпищепром, Госстандарт, Госпотребзащита, Укоопсоюз, Академия аграрных наук, а также специалисты областных отраслевых формирований и ведущих предприятий отрасли.

Суммарно от всех организаций и предприятий поступило более двухсот замечаний и предложений. Во многих из них было предложено целый ряд статей закона исключить.

Если буквально следовать этим предложениям, то в законе осталось бы всего 4 пункта, которые ни у кого не вызвали возражений. Это:

—  о регистрации виноградников;

—  о запрещении приготовления вин из изюма, которого у нас нет;

—  об изъятии и уничтожении вин, не пригодных для употребления;

— о выпуске вин, изготовленных из импортных виноматериалов под иностранными наименованиями.

Из анализа замечаний видно, что задачи закона и его необходимость не всеми правильно поняты, а в отдельных случаях и искажены.

Поэтому, прежде чем анализировать замечания по существу, целесообразно уточнить основную цель закона, чтобы еще раз убедиться в правильности избранного направления и еще раз обосновать необходи­мость принятия такого закона. Некоторые рецензенты предлагают в ос­нову нашего закона принять закон Молдовы, не учитывая того, что Украина — страна, где виноградарство и виноделие никогда не будет являться ведущей отраслью народного хозяйства, как, например, в со­седней Молдове.

Ведь закон Молдовы направлен на государственное укрепление структуры управления и контроля в важнейшей для этой страны отрасли, которая занимает более трети национального дохода. Виноградар­ство является основой ее экономики, и поэтому данный вопрос рассматривается на государственном уровне. В Украине, где главными про­дуктами сельского хозяйства считаются зерно и сахар, проблемы ви­ноградарства могут рассматриваться как народно-хозяйственная задача в лучшем случае на уровне Кабинета Министров, а не Верховной Ради Украины. Нам кажется, что именно это принципиальное различие В Направлении сельского хозяйства двух соседних стран (Украины в Молдовы), как раз и не учли институты «Магарач» и имени В. Е. Таи­рова при разработке собственных вариантов закона, используя положе­ния законодательства Молдовы (прежде всего, первых двух вариантов проекта закона).

Вопреки общепринятой в мире направленности законодательства о вине, в молдавском законе вопросы фальсификации вин освещены крайне недостаточно, и никаких конкретных мер за нарушение правил производства вин или их фальсификацию не предлагается. Однако в последние годы в Молдове фальсификация вин получила значительное распространение и, по данным специалистов отрасли, проблема борьбы с ней приобретает большую актуальность.

Ведь вина относятся к дорогостоящим продуктам переработки винограда и в то же время к напиткам, которые сравнительно не сложно
Фальсифицировать, или ввести покупателя в обман относительно их
Происхождения.

Поэтому принятый закон о винах Украины предусматривает защиту чистого виноделия, приближение понятия о винах к мировым стандартам и предотвращение их фальсификации. Ведь проблема правовой защиты качества изготовляемых вин и предотвращения их подделки возникла почти 600 лет назад. С того времени «законодательство всех винодельческих стран мало чем отличается одно от другого»,— писал в одной из своих работ профессор Н. Н. Простосердов.

Но возникает вопрос, который выдвинули в своих замечаниях Минздрав и Укоопсоюз: зачем выделять вина из общей проблемы фальсификации пищевых продуктов, которые также фальсифицируются и часто далеко небезвредными веществами, приводящими к тяжелым отравлениям людей? Тем более, Минздрав сообщило, что Институт ги­гиены питания разработал закон о качестве продовольственного сырья и продуктов питания, в котором учтены и вина.

Да, но все это, как говорится, по конечным результатам, то есть по анализам готовой продукции на соответствие ее государственным стан­дартам. В то же время фальсифицированные вина, как правило, подгоняются под немудреные гостовские требования, фальсификаторы отлично знают, что открыть подделку химическим анализом во многих случаях невозможно.

Именно это обстоятельство, а также повышенная заинтересованность в подделке дорогостоящей продукции отличают вино от остальных продовольственных товаров.

Например, в готовом вине доказать объективными методами анализа невозможно такие виды фальсификации:

—  происхождение вина (регион, хозяйство и т. д.);

—  сортовой состав винограда, из которого изготовлено вино;

—  кондиции, качество винограда;

— подспиртовывание или подсахаривание сусла при полном его выбраживании;

— крепление вина спиртом-сырцом, который содержит ядовитый метиловый спирт в опасных количествах;

—  сроки выдержки марочных вин;

—  способ насыщения вина углекислотой;

— изготовление вина без брожения из мистелей и сухих виноматериалов;

— добавки ароматизаторов и разных наполнителей для окраски, эк­страктивности и т. п.

КОНТРОЛЬ ПО ВСЕЙ ЦЕПОЧКЕ — ОТ СЫРЬЯ ДО ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ!

Если рассмотреть глубже вопрос о выделении проблемы фальсифи­кации вина в отдельный законодательный акт, то существует и такой ответ, смысл которого заключается в следующем.

В слове «фальсификация» (лат. falsificare — подделывать) вкладыва­ется три понятия: 1) подмена чего-либо подлинного ложным; 2) изме­нение с корыстной целью качества предмета сбыта в сторону ухудше­ния при сохранении внешнего вида; 3) подделка, подделанная вещь, выдаваемая за настоящую.

Из этих трех понятий только два последних могут относиться к пи­щевым и пищевкусовым продуктам, качество которых однозначно определяется аналитическими показателями готовой продукции и бо­льшей частью поддается вкусовому восприятию покупателя. Это по­зволяет не задумываться, например, о том, от коровы какого цвета по­лучено молоко.

В то же время для вина это часто не пустой вопрос. В отличие от остальных продуктов, на вино полностью распространяется и первое понятие фальсификации, когда при производстве вин может допус­каться замена высокоценных сортов винограда на более дешевые, малоценные, произвольное сокращение сроков выдержки марочных вин, добавления спирта неизвестного происхождения и т. д.

Единственным способом, позволяющим надежно гарантировать происхождение вин, является Сквозной контроль их производства, начиная с сырья.

 


Закон Украины «О винограде и виноградном вине» - 5.0 out of 5 based on 1 vote