Основы теории качества

 

Основы теории качества продукции

План:

Проанализировать вопросы:

1.  Философское понятие категории качества в жизнеобеспечении. Показатели качества.

2.  Современные системы качества.

Философское понятие категории качества в жизнеобеспечении. Показатели качества.

Качество продукции – совокупность свойств продукции, обусловливающих степень ее пригодности для удовлетворения конкретных потребностей.

Исключительно важное значение в современных условиях имеет процесс управления, посредством которого возможно достижение тех или иных це­лей, придания системности проводимым изменениям. При этом существенно то, что цели, средства и методы управления сориентированы на качество, то есть речь идёт об управлении качеством. И этот фактор становится ведущим для характеристики развития современных стран и государств. Те страны и государства, которые осознали значимость фактора качества в своём разви­тии, разрабатывают и применяют соответствующие системы управления ка­чеством.

Необходимо философское осмысление проблем управления качеством, что позволит, с учётом национального и мирового опытов, подойти к форми­рованию интегральной системы управления качеством. Российским учёными Кряневым Ю. В. и Кузнецовым М. А. предложена его интегральная модель (эллипсоид), завершающая формализацию процесса исследования проблем качества (рис. 2).

Устремлённость к качеству есть всеобщая составляющая всего мирозда­ния. Мир, Вселенная, Космос как порядок, организованность есть качествен­ная определенность, находящаяся в динамическом состоянии. И эту устрем­лённость к качеству человек может выразить своим творчеством, своей куль­турой и хозяйственной деятельностью.

Имеется взаимосвязь между тем, как понимается качество, как оно рас­сматривается, и тем, как и какими методами решается вопрос об управлении им. Субстратному и предметному Пониманию качества соответствует тех­нологический уровень управления, воздействие на вещь (предмет) с целью придания ему соответствующих свойств; Системному и функционально­му - современная система управления, построенная на принципах TQM (To­tal Quaity Management). В этой системе управления учитывается обусловлен­ность качества не только экономическими и техническими факторами, но и организационными, психологическими.

Интегральная модель управления качеством

Рис. 2 - Интегральная модель управления качеством

В этих системах подчёркивается, что только систематическая и целена­правленная работа может принести успех. Над качеством нельзя работать эпизодически, на предприятии необходимо сформулировать установку на ка­чество и недопустимость дефектов в материалах, продукции, технологии, квалификации персонала. Иначе говоря, качество технологически, организа­ционно, психологически должно быть задано. Категория «качество» - это ка­тегория и технологическая, и организационная, и психологическая, и нравст­венная.

Типичная ошибка - адекватность уровня качества проблемам техно­Логии. Качество начинается с качества работника, его квалификации, его раскрепощённости. Э. Деминг в своей концепции качества обращает внимание и на такой психологический фактор, как страх, который предлагает изгонять, так как он разрушает качество человека, его дос­тоинство, его гордость. Раскрепощение людей, создание условий для творческой работы, поддержка и стимулирование их инициативы соз­дают ориентацию на качество.

Другая типичная ошибка - оценка работы по количеству. Конечно, оце­нить количество проще, ибо оно измеряемо и наглядно. Сложнее увидеть всю систему факторов, взаимоотношений, которые обеспечивают качество. Ре­зультаты труда каждого работника зависят не только от его личного умения и усердия, но и от организации процесса производства, состояния оборудова­ния, качества взаимоотношений между людьми, качества комплектующих, материалов и т. п.

Интегральное понимание качества, общие контуры которого были отме­чены и графически представлены в виде эллипсоида качества (рис. 2), тре­бует более широкого - философского - подхода к проблемам управления ка­чеством.

Управление представляет собой, с одной стороны, целенаправленное воз­действие на объект с целью предания ему новой качественной определённо­сти, с другой - самоуправление есть функция качества.

Управление - это не только качественный вид деятельности, на что обычно больше обращают внимание, но, прежде всего, - Системное качест­Во. Субъект, объект, цели, средства и методы управления взаимообусловли­ваются и находятся в системной взаимосвязи. В этой системности полнее вы­являют свои возможности все «слагаемые» процесса управления.

Поскольку улучшение КП обычно требует дополнительных затрат, на более высококачественный товар устанавливается более высокая цена. Стоит упомянуть и о правовом обеспечении качества. К сожалению, не смотря на Закон Украины «О защите прав потребителя», а также «О винограде и вине», направленных на производство и потребление только высококачественной продукции, защищенной от фальсификации, не создана Инспекция по контролю за качеством алкогольной продукции, следовательно, Закон существует лишь на бумаге. Госпотребстандарт, также выполняющий контролирующие функции, по каким-то причинам не справляется с потоком фальсификата.

Производство, выпускающее качественную продукцию, обычно лучше оснащено и более эффективно.

Набор и параметры показателей качества даже для одного и того же продукта неодинаковы и зависят от назначения использования. Например, для столового винограда главными характеристиками являются размеры грозди и ягод, окраска, зрелость, вкус, аромат, транспортабельность и лежкость. Для технических сортов винограда – это сахаристость, кислотность, содержание дубильных, красящих, ароматических в-в и т. д. Даже внутри технических сортов различные требования к качеству, зависящие от направления использования (ш/м, коньячные и др.).

КП винодельческой характеризуется по следующим группам ее свойств: Физ-хим.(спирт, сахар, т/к, прив. экстракт, давление диоксида углерода);органолептические (прозрачность, цвет, букет или аромат, вкус, типичность); Эргономические (содержание сернистой к-ты, тяжелых металлов, летучих кислот, метилового спирта); Сохранность (физ-хим. и м/б стабильность, полнота налива и герметичность укупорки, гарантийный срок хранения); Оформление и упаковка.

Современные системы качества

Сегодня в мире используются различные системы качества - от систем по моделям, предусмотренным международными стандартами ИСО серии 9000, до систем, созданных на основе идеологии TQM.

Международные стандарты серии ИСО 9000 и их модификации являются системой руководства, предназначенной для того, чтобы нацелить организа­цию и управлять ею с целью обеспечения качества выпускаемой продукции.

Более современная система управления, построенная на принципах TQM (To­tal Quaity Management). В этой системе управления учитывается обусловлен­ность качества не только экономическими и техническими факторами, но и организационными, психологическими.

НАССР — это документированная система, которая обеспечивает иденти­фикацию опасных факторов, установление предупреждающих мер и крити­ческих контрольных точек, внедрение системы проверок и, как следствие, га­рантирует безопасность пищевых продуктов. Она применяется при анализе опасных факторов в ходе производственных процессов и операций, позволяя определить, где эти опасные факторы могут возникнуть и какие из них важ­ны с точки зрения безопасности потребителя.

Более подробно об этих системах – в МУ по самостоятельной работе.

 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить