Системные концепции качества Германии

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 5.00 (1 Голос)

Тема 2. «Системные концепции качества Германии»

Студенты изучают и конспектируют рекомендуемую литературу по следующим вопросам:

1.  Этапы проектирования расходов на качество в Германии.

2.  Подразделения служб качества на немецких предприятиях

3. Автоматизация систем управления качеством

4. Организация рынка винодельческой продукции

Литература: №№ 9. 13, данные из Интернета.

1. Этапы проектирования расходов на качество в Германии.

Особенностью усилий специалистов Германии по обеспечению и повышению каче­ства является то, что они прилагаются уже на этапе проектирования. При раз­работке изделия и технологического процесса предусматриваются методы сведения к минимуму возможности возникновения дефектов при производ­стве.

Ими установлено, что все мероприятия по обеспечению качества требуют определённых расходов, основные из которых направлены на проведение ис­пытаний, предотвращение ошибок и устранение дефектов. Средства, затра­чиваемые на предотвращение ошибок, составляют около 5 % всех расходов, поэтому умеренное их повышение приводит к снижению стоимости качества. Издержки, связанные с ошибками и проведением испытаний, при этом зна­чительно уменьшаются.

Опыт Германии показывает, что предприятие за допущенные дефекты платит до 40 % всех своих расходов, причём 34 %- по вине управления и 6 %- по вине работников, то есть почти половина производственных ресур­сов идёт на создание бездефектной продукции и устранение этих дефектов. Для того чтобы изменить такое положение, руководству рекомендуется:

- довести до сознания сотрудников новую концепцию управления каче­ством;

-  создать инфраструктуры организационного плана, способствующие процессу последовательного совершенствования предприятия;

-  создать единые производственные системы для учёта и установления приоритетов в решении проблем качества, которые будут доступны каждому предприятию.

В управлении качеством рекомендуется придерживаться принципа: доро­гостоящее производство должно располагать надёжной системой обеспече­ния качества. Оптимизацию общих расходов на качество необходимо осуще­ствлять с учётом себестоимости изготовления изделия.

Общая цель предприятия-производителя должна сводится к 3-м важным положениям:

-  цена на продукцию должна устанавливаться с учётом конъюнктуры рынка;

-  продукция должна поступать потребителю в установленные сроки;

-  качество продукции должно отвечать требованиям рынка.

При производстве продукции и предоставлении услуг анализируют:

на стадии проектирования - установление расходов, сроков, качест­ва;

на стадии реализации - управление расходами, сроками, качеством;

на стадии эксплуатации - расходы в гарантийный период и по окон­чании его, а также претензии покупателя к качеству изделия (после чего из­готовитель вносит свои предложения относительно улучшения его качества).

2. Подразделения служб качества на немецких предприятиях

На крупном предприятии существует служба качества, которая состоит из трех подразделений: обеспечение качества, контроля качества, содействия качеству. В функции подразделения обеспечения качества входят:

-  планирование качества и контроля (планирование качества до реализа­ции, включая надёжность, проектирование контроля и средств проверки);

-  управление качеством (управление качеством поставляемых изделий и собственной продукции в процессе её производства;

-  сбор информации о качестве (сведения о затратах на качество, обра­ботка и анализ данных о качестве, документация).

Подразделение контроля качества располагает лабораторией для проверки качества (контроль надёжности, испытания материалов, типовые испытания и проверка опытных образцов) и проведение серийных испытаний входной контроль, контроль изготовления, контроль готовых изделий).

Подразделение содействия качеству осуществляет обучение и повышение квалификации, мотивацию работников и решение специальных задач в области качества.

В теории и практике организации внутрифирменного управления особое значение отводится принципу регулирования ответственности.

Составными элементами конструкции ответственности в немецком внутрифирменном управлении являются персонификация ответственности, то закрепление её за конкретными работниками, разделение ответственности, то есть закрепление её за конкретными работниками, разделение ответственности работников и руководителей подразделений на «внутреннюю» и внешнюю», разделение ответственности за руководство и исполнение.

В первую очередь определяется область ответственности руководящих работников, а не специалистов и технических испытателей. Чем более высокое место занимает руководитель в иерархии управления, тем большее внимание уделяется регламентации его ответственности.

3. Автоматизация систем управления качеством

По мнению немецких специалистов правильно отлаженная система управления качеством может и должна быть автоматизирована. Определены и требования к автоматизированной системе. Она должна собирать и на­капливать данные о качестве, получаемые из производственных подразделе­ний в результате сравнения с конкурирующей продукцией, испытания прото­типа и эксплуатации продукции; представлять эти данные в соответствую­щей форме для использования па участках проектно-конструкторских работ и подготовки производства; осуществлять планирование средств контроля и управления ими; составлять и корректировать планы контроля.

Задачей контроля качества на современном этапе является предоставле­ние для оптимизации и управления технологическим процессом данных, по­зволяющих предотвращать возникновение погрешностей. Такие данные должны собираться на листе выполнения операций обработки с помощью ав­томатических измерительных устройств. Чтобы на основании результатов контроля можно было в узких границах управлять технологическим процес­сом, необходима статистическая обработка результатов измерений (напри­мер, расчёт средней величины измеряемого параметра и его стандартного от­клонения). Затем результаты измерений должны быть преобразованы в сиг­налы управления, т. е., автоматизированы.

4. Организация рынка винодельческой продукции

Опыт Германии в сфере контроля и управления качеством в виноделии имеет свои организационные особенности.

Высшим административным органом является Министерство питания, сельского и лесного хозяйства, которое осуществляет общее руководство от­раслью и связь с соответствующими органами ЕС, подготавливает и прово­дит в жизнь (через парламент) законодательные акты всегерманского значе­ния. В его работе очень большое участие принимают общественные органи­зации. Спектр их деятельности довольно широк. Они представляют интересы производителей при парламенте и правительстве, занимаются вопросами за­конодательства, научными вопросами, организацией симпозиумов, выставок и т. д. (Немецкий союз виноградарей и виноделов), проводят исследования в сфере рынка вина, пропаганду немецкого вина за рубежом, организацией вы­ставок, семинаров, презентаций и т. д. (Немецкий винный фонд, предусмот­ренный законом ФРГ о вине и существующий исключительно за счет взно­сов).

Существуют и земельные министерства, и их окружные управления. Они адаптируют германское и общеевропейское законодательства к местным ус­ловиям. В их компетенцию входят: определение сортового ассортимента, по­рядок сбора и переработки винограда, контроль качества и ряд других важ­ных организационных мероприятий.

Но важнейшим достижением германского законодательства и органов управления можно считать полный и объективный контроль за качеством производимой продукции (любой конкретной бутылки, любого типа и произ­водителя вина). Контроль за количеством и качеством производимых вин организован по многоступенчатому принципу. Производитель вина ведет строгий учет и декларирует в компетентных органах управления данные о сортах винограда, площадях, урожайности и объемах производимого вина, которые всегда можно проверить на соответствие законодательству.

Для получения разрешения на продажу вина после розлива (кроме низко­качественных) в соответствии с законодательством необходимо присвоение вину официального испытательного номера. Для этого производитель вина подает заявку, как правило, в земельную сельскохозяйственную Палату на присвоение номера, в которой отражает следующие основные данные о вине: год урожая, место происхождения, сорт винограда и урожайность, категория качества, тип вина, количество разлитого и общее количество вина, подваль­ный номер вина, данные о произведенных технологических операциях.

Вместе с заявкой производитель представляет результаты важнейших аналитических испыта­ний, проведенных компетентной, как правило, частной лабораторией.

Одна из главных задач Палаты и её филиалов - присвоение официального номера путем подтверждения качества представленного вина на основе сен­сорного анализа - дегустации.

Государственные испытательные центры проводят аналитический и органолептический анализы импортных вин и вин, отобранных в торговле и на­правленных палатой. Центры анализируют вина по более широкому спектру показателей качества (иногда по более чем 25 показателям), подтверждают компетентность частных лабораторий и т. д. В центрах находятся также кон­тролеры, которые получают от хозяйств и Палаты полную информацию о производстве и урожайности винограда, вина, различных технологических операциях, о продаже вина и т. д. В случае нарушений судьба производителя решается на основе законода­тельства совместно с Палатой (возврат официального испытательного номе­ра, запрет продажи вина, штраф и т. д.).

Государственные учебные и исследовательские центры по сельскому хо­зяйству, виноградарству и садоводству проводят подготовку квалифициро­ванных кадров всех уровней, выполняют исследования и проводят консуль­тации; финансируются земельным правительством, но часть средств зараба­тывают самостоятельно.

Таким образом, идея организации многоступенчатого контроля качества вина в ФРГ, пронизывающая все этапы его производства, начиная с вино­градников и кончая реализацией готовой бутылки вина, заключается пре­имущественно в предупреждении появления на рынке некачественной, тем более фальсифицированной продукции. При этом прослеживается не только высокий профессионализм в её осуществлении, но и очень важная в мораль­но-нравственном отношении деталь: все участники процесса (управленцы, производители, ведомственные, межведомственные и общественные контро­леры и пр.) едины в своих интересах при достижении главной цели - выпуске готового качественного вина.

Контрольные вопросы к теме 2.

1.  Задачи подразделений служб качества на немецких предприятиях.

2.  Можно ли использовать в Украине немецкую организацию рынка винодельческой продукции?


Системные концепции качества Германии - 5.0 out of 5 based on 1 vote